2016.12.07, Автор: Михаил Сартаков1221 прочтений

CIE Lab и стандарты печати: как правильно накатать краску

Теги: Publish Офсетная печать Эксклюзив

Опытным печатникам и технологам, традиционно привыкшим к работе с денситометрическими плотностями, бывает не просто перестроиться на работу с колориметрическими координатами.

Международный стандарт офсетной печати ISO 12647–2 и его российский аналог ГОСТ Р 54766 регламентируют цвет офсетных красок на оттиске в цветовых координатах CIE Lab (D50, 2°). А допуски на отклонение от этих цветовых координат определяют по формуле CIE delta E (ΔE) 1976 г. На моих семинарах по настройке цвета в офсете живейший интерес вызывает тема правильного наката краски по стандарту в колориметрических единицах. Разберёмся по порядку с зависимостями от толщины наката всех составляющих цвета красок.

Почему стандарты не описывают цвет красок в привычных полиграфистам денситометрических единицах, зачем более сложная колориметрия? Дело в том, что цвет не может быть описан всего одним параметром — плотностью, которая говорит нам косвенно о толщине краскослоя, но ничего — о цвете. Мало того, одинаковый цвет разными красителями мы получаем на разных плотностях. Поэтому регламентировать плотность невозможно без привязки к конкретным краскам, классу материалов и даже измерительному прибору. Любой цвет имеет три базовых составляющих: светлоту, насыщенность и оттенок (тон). При изменении толщины наката краски изменяются все три в разной степени. Именно эти детали цвета описывают координаты Lab, тогда как денситометрия не в состоянии отличить светлоту от насыщенности и тона: грязная тёмная оранжевая краска тонким слоем будет иметь ту же плотность, что и чистая светлая холодная жёлтая краска, нанесенная слоем нормальной толщины. То есть денситометрия не справляется не только с цветом — она и с толщиной краскослоя, напрямую связанной с расходом краски и технологическими ограничениями, типа опасности отмарывания, согласуется крайне ненадёжно. Одинаковый цвет может иметь разные плотности. Чтобы убедиться в этом, достаточно измерить денситометром шкалы на цветопробе и оттиске. Базовый принцип любого репродуцирования — имитации цветов окружающего мира полиграфическими красителями — состоит в том, что разные спектральные составы красителей и красок окружающего мира дают одинаковый цвет с точки зрения человеческого глаза. Однако с точки зрения денситометрии плотности одинаковых цветов разного спектрального состава тоже разные. Отсюда и происходит привязка денситометрии к конкретной марке краски. Столько очевидных ограничений денситометрии не позволяют ввести плотности в стандарты, регламентирующие цвет в печати.

Это не вся статья. Полная версия доступна только подписчикам журнала.

Пожалуйста, авторизуйтесь либо оформите подписку.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

comments powered by Disqus