101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Развитие Adobe DPS: в ожидании DPS 2

  • Алексей Клецель
  • 27 апреля 2013 г.
  • 6049
Функционал Adobe Digital Publishing Suite, появившийся в 2012 г., и его использование.

Раньше все экономические достижения было принято сравнивать с уровнем 1913 г. Скоро у нас будет блестящая возможность подвести макроэкономический итог (извините за термин), а пока посмотрим, в каком направлении развивался самый известный инструмент для создания электронных публикаций Adobe DPS в предъюбилейном 2012 г., а также дадим несколько советов по использованию новшеств и попытаемся заглянуть за горизонт. Общий вектор — «допиливание» текущей технологической базы, расширение поддержки разномастных мобильных устройств и платформ. Скорость добавления нового функционала к концу года снизилась. Надеемся, что разработчики активно готовят новую версию платформы на базе HTML, а не просто расслабляются где-то на Гавайях…

PDF-графика в DPS-публикациях

Неизвестно, догадывались ли в Adobe, планируя и создавая DPS, что дядюшка Джобс выпустит HD-устройства (с экранами Retina), но решение, которое они поначалу предложили для показа графики на третьем айпаде, более напоминало костыль. На основании одного и того же проекта в InDesign предлагалось делать два фолио-проекта: один для старых айпадов в разрешении 72 ppi (что и было раньше, т. н. SD — standard definition) и ещё один в двойном разрешении 144 ppi (HD — high definitoin). В обоих случаях это были JPEG- и PNG-картинки.

С начала 2012 г. для сохранения контента начали использовать формат PDF, одно из преимуществ которого — сохранение в файле растровой и векторной графики, а также шрифтов. С 23-й версии DPS это работает так:

  1. Векторными, т. е. PDF, могут быть статичные (неинтерактивные) элементы как страниц размером с экран, так и произвольной высоты (smooth scrolling pages). 
  2. Растровые элементы статичного контента будут сохраняться в разрешении 108 ppi — чтобы прилично смотрелись на 3-м поколении айпадов и выше и в то же время не перегружали память устройств первых поколений.
  3. Могут быть векторными два типа интерактивных элементов: объект с несколькими состояниями (MSO — multi-state object) и боксы локальной прокрутки (scrollable frame). Устанавливая векторный формат компоненту, можно добиться, чтобы не только все векторные объекты оставались таковыми, но и растровые картинки сохранялись в разрешении HD (подробности ниже). 

Таким образом, DPS-проект будет хорошо смотреться на всех типах айпадов. Благодаря векторному контенту, он будет «легче» на 10-30%, в нём будут хорошо выглядеть и читаться мелкие надписи, поскольку текст растрируется не движком в InDesign (он хоть и недавно обновлён, но пока недостаточно хорош), а показывается с помощью PDF-рендетинга iOS.

То, что Adobe была вынуждена сменить технологическую основу прототипа DPS с Flex на веб-стандарты непосредственно перед выпуском технологии два с лишним года назад, сказывается до сих пор. DPS использует для показа PDF движок системы, который в iOS не рассчитан на быстрый рендеринг «тяжёлой» графики. Как следствие:

  • При быстром листании страницы выглядят размытыми, порой в течение пары-тройки секунд.
  • Привязка рендеринга к движку ОС (сейчас только iOS) осложняет его интеграцию на платформу Android. Windows 8 вообще не в планах на 2013 г.

Тем не менее, DPS на Android получит поддержку PDF в 26-й версии инструментов (ориентировочно — апрель-май 2013 г.). Надеемся, это будет сделано не за счёт встроенного функционала разномастных версий Android, а на базе стандартизированного движка Adobe. Тогда, возможно, и на iOS он заработает быстрее. В конце концов, Acrobat и PDF инициированы и разработаны лично Джоном Уорноком, сооснователем Adobe. Кому же ещё реализовать нормальную поддержку PDF в DPS?

Один для всех: multi-rendition

Слово «rendition» означает версию той же публикации в другом размере (разрешении). Только одна мысль о необходимости адаптировать дизайн под две версии айпада, три айфона, хотя бы несколько версий Android, а также всех их (если издателю надо) ещё и под вторую ориентацию повергает в ужас даже закалённого и хорошо проспиртованного дизайнера-верстальщика. 

Часть проблемы, больше связанной с размером экрана устройства, решает функция Liquid Layout, реализованная в InDesign CS6. Для интерактивных элементов на устройствах разного разрешения (пока только для iOS), например, iPad 2 и 3, используется решение, которое мы рассмотрим на примере компонента типа слайд-шоу, известного также как MSO. 

Прежде всего проект multi-rendition для айпада и айфона создаётся на базе формата PDF с базовыми разрешениями 1024×768 и 480×320 соответственно. Разрешение картинки, находящейся внутри MSO-объекта, без дополнительных усилий автоматически будет снижено до стандартного экранного 72 ppi (SD). Чтобы на iPad 3 и выше картинка не выглядела размытой, необходимо в той же папке, откуда она была импортирована в проект InDesign, создать папку с именем «HD» и туда сохранить версию картинки большего размера (в пикселях). Её разрешение также будет уменьшено, но до 144 ppi (HD). Таким образом, в фолио-проект будут внедрены две картинки. 

Особенность подхода не только в том, что не нужно вручную снижать разрешение и приводить обе картинки сразу в нужном размере, — хотя Adobe это не описывает, не нужно даже иметь два файла. Опытным путём установлено, что в папку Links (или другую, откуда пользователь ставит в проект файл изображения) достаточно положить просто большую картинку, разрешение которой в InDesign будет показываться как более 144 ppi, а в папку HD, которая должна быть внутри Links и откуда берётся версия высокого разрешения, послать ярлык этого файла (alias на Маке). Так мы сможем работать только с одним файлом. Автором это было проверено на компьютере с Mac OS с версиями DPS v23-v25.

Не забудьте задать векторный формат в Folio Overlays

Важно — чтобы программа действительно создавала SD- и HD-версии, необходимо задать для MSO в Folio Overlays векторный формат. 

Аналогично с установкой векторного формата система работает и с зонами прокрутки (Scrollable Frame). В ряде других компонентов multi-rendition поддерживается похожим способом. Компоненты Image Sequence, Audio Skin, Panorama и Pan & Zoom по сути (кроме последнего) являются наборами картинок. В тех папках, где они находятся, мы также можем создать папку HD и положить туда версии двойного разрешения. Здесь надо принимать в расчёт, что размер SD- и HD-изображений должен быть финальным — программа их не уменьшит. Общая рекомендация — держать себя в руках, т. е. делать версию HD, только если есть материал достаточно большого исходного размера в пикселях, и это будет визуально оправданно. 

Новый метод Hot Zones и наш ответ ему

Если сделать активную область на всю страницу, например, листаемый MSO или зону прокрутки, то пользователю сложно перейти на другую страницу или статью. Летом разработчики DPS представили решение под названием Hot Zones. В DPS App Builder, с помощью которого заказываются программы-оболочки, можно пометить опцию «Enable left and right hot zone navigation» и в процентах указать поля по сторонам, которые будут нечувствительны к интерактивным элементам. 

Задаём нечувствительные к интерактивным элементам поля по сторонам

Проблема в том, что в таком случае во всей публикации по сторонам нельзя будет ставить интерактивные элементы, а это неудобно. Вместо Hot Zones подойдёт метод «мёртвых» зон, которые ставятся только в нужном месте для блокирования нижележащих интерактивных компонентов. Вот пошаговая инструкция для InDesign:

  1. Создайте объект без дизайна (без заливки и контура), скажем, по высоте экрана с краю.
  2. Превратите его в Button.
  3. Назначьте ему какую-нибудь операцию (Action), лучше из того, что нерелевантно в данном случае, например переход на URL navto://, не указывая, куда перейти. Без операции метод работать не будет.
  4. К состоянию Normal внизу палитры Buttons добавьте состояние Click — это тоже необходимое условие. 
Наш ответ Hot Zones — «мёртвая» зона

Всё. Расположив такую «псевдо-кнопку» над другими интерактивными элементами, мы их полностью заблокируем, при этом она останется невидимой.

Улучшение в работе с видео и аудио

Раньше проигранный до конца видеоролик всегда возвращался в начало. Недавно в Folio Overlays появилась функция остановки видео на последнем кадре, что полезно для создания визуальных эффектов. Также когда видеофрагмент используется не для информирования, а как движущаяся картинка, есть возможность отключить возможность им управлять. Это верно только для видео прямо на странице (по сей день не поддерживаемое на Android), полноэкранные по-прежнему полностью управляемы пользователем, поскольку это контролируется ОС.

Аудио (что-нибудь из Боба Марли, например) теперь может, но не обязано, проигрываться в фоновом режиме — Play in Background Across Folio в Folio Overlays. И вот вы листаете журнал, переходите между статьями, а Боб Марли всё это время поет: «Не напрягайся по жизни, чувак». А вы лихорадочно ищете, как же отрубить растаманскую музыку, пока не наткнётесь на кнопку отключения в верхней панели навигации DPS.

Все перечисленные изменения работают только на iOS.

Дополнительные улучшения в области разработки

Панель Folio Builder стала компактнее, в ней успела пропасть и возродиться возможность одновременного обновления статей на сервере. Теперь, если нужно сделать обновление (update) группе материалов в Folio Builder, их нужно выбрать, удерживая клавишу. 

Стали поддерживаться операции Go To Next/Previous Page при создании кнопок. Часть информации о статье не обязательно заполнять в Folio Builder или Folio Producer. Их можно до того, как файл InDesign конвертируется в фолио, а статья добавляется в Folio Builder, заполнить с помощью File > File Info. В чём преимущество? Если надо делать отдельные фолио для айпада и, скажем, устройства на Android, то meta-информацию не нужно забивать несколько раз. Это неофициальный трюк, в File Info используются только поля Document Title, Author и Description.

Обновления в работе киосков

Злопыхатели DPS постоянно «пинали» DPS за отсутствие этой возможности. Но теперь киоски DPS научились сгружать выпуски в фоновом режиме. После того, как вы нажали на кнопку Home на айпаде или айфоне, программа, например, подкастов или навигатор, может быть активна в фоновом режиме ещё 10 минут. Теперь в это время киоск DPS продолжает скачивать номер.

С версии 22 в Folio Producer можно создавать фильтры. Присваивать выпускам, т. е. фолио, категории. Например, выпускать в одном киоске версии журнала на русском, английском и ещё каком-нибудь. С помощью значка фильтра вверху киоска выбираете, показывать все выпуски или только определённую категорию. Или в одном киоске выпускаете два связанных журнала: про деньги и про власть. Как читатель выбираете — вам деньги, власть или то и другое.

Внутри фолио можно группировать статьи по рубрикам. В колонке Sections в Folio Producer напротив каждой статьи вписываете её рубрику, и тогда киоск сгруппирует их. Нажимая на обложку выпуска (фолио) в киоске, переходите на подкиоск с рубриками по отдельности. Но если скачали хотя бы одну рубрику, это засчитывается как полное скачивание или покупка всего номера. Скачивание остальных рубрик уже не учитывается.

Функция «Rate the App», устанавливаемая при заказе программы в DPS App Builder, выбрасывает после указанного количества раз открытия приложения pop-up с предложением оценить издание в магазине приложений. Это важно для продвижения. 

«Analitycs opt-in» позволяет пользователю не учитывать себя в статистике. В разделе управления учётной записью (Account Administration) издатель может установить, что для новых пользователей последний выпуск журнала будет бесплатным. И уже не обязательно делать специальный пробный выпуск, который уже при десятке номеров отодвигается вниз и становится труднодоступным.

DPS в браузере

Выпуски, раздаваемые через киоски, а не как программы single-folio, поставляются с серверов Adobe. Сам файл фолио — это набор ресурсов в XML-оболочке. Если ещё чуть «допилить», то содержимое будет видимо в простом браузере. Это называется Web Viewer. Например, делитесь в фейсбуке ссылкой на статью в журнале прямо из киоска. Друзья и враги смогут перейти по ссылке на эту статью, даже не имея айпада, просто в браузере!

Несколько фактов о Web Viewer:

  • Поддерживает не только «кошерные» Safari и Chrome, но и Explorer 10 на Windows 8.
  • Издатель в Folio Producer может решать, к чему будет доступ через Web Viewer, а к каким статьям нет, а также задавать глубину бесплатного пролистывания «вправо/влево» от статьи, с которой начался просмотр. 
  • Панорамы и аудио пока не поддерживает.
  • PDF-элементы конвертируются в PNG. 
  • Adobe активно дорабатывет Web Viewer и обещает вот-вот реализовать в нём покупку выпусков.

Судьба «Андроида»

Нет-нет, она не трагична. Хоть и большинство обновлений сделаны для iOS, про Android стараются не забывать. Ключевая проблема — фрагментированность. Доходило до того, что на разных Android-планшетах, с разными версиями ОС и AIR-движка киоски «глюковали» по-разному. Теперь AIR-движок, на базе которого функционирует DPS на Android, интегрируется внутрь каждого киоска. Это увеличивает размер программы-просмотрщика до 10 Мбайт, зато он везде работает сходным образом. 

Начиная с оболочек на базе 25-й версии, наконец-то решён чудовищный баг, когда скачанный в киоске выпуск удалялся с закрытием программы. Это не просто злило пользователей, но и било по карману издателя, вынужденного оплачивать каждую повторную закачку. 

Но ряд функций DPS, работающих на iOS, по-прежнему недоступны в Android-версиях. Например, видео на страницах как не было, так и нет.

Вместо заключения

Начиная с киосков, сделанных в 25-й версии, больше не поддерживается iOS 4. Adobe заявляет, чтобы мы не ждали в 2013 г. версии DPS для Android-телефонов и Windows-планшетов. С конца 2012 г. разработка DPS переведена с 6- на 9-месячный цикл. DPS 1 подходит к своему логическому завершению — ждём DPS 2 на базе HTML, с анимацией InDesign и адаптивной вёрсткой.

Об авторе: Алексей Клецель (publishing.kletsel.com, alexey@kletsel.com), сертифицированный эксперт и инструктор по Adobe DPS, InDesign и Illustrator, г. Холон, Израиль.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ничего не найдено.


Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 20