101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Допечать на "ПолиграфИнтер-2011": по Сеньке и шапка...

  • Игорь Терентьев
  • 30 ноября 2011 г.
  • 3877

Автоматизация от и до

ПО для автоматизации можно разделить на две группы: специализированный софт для отдельных или комплекса техпроцессов (АСУ ТП) и играющие роль «зонтиков» для первой группы системы автоматизации предприятий (АСУ).

На каждой выставке ведутся разговоры о том, что интерес к решениям обеих групп растёт. Это верно, как и то, что для многих типографий он чаще остаётся лишь теоретическим — цены на такое ПО не отличаются доступностью, да и психологический барьер («платить столько за что-то, чего даже не потрогаешь?») никто не отменял…

С этой точки зрения проще решиться на покупку решений, дающих немедленный экономический эффект. Об одном из таковых говорит Александр Киреев («Терем»): «Мы впервые в России показываем новейшую версию ПО для автоматизации спуска полос Metrix от LithoTechnics. Это не просто решение для подготовки спусков полос, а инструмент, непосредственно влияющий на снижение себестоимости продукции». Архитектура системы открытая, с лёгкостью интегрируется в популярные АСУ ТП и может использоваться самостоятельно.

Среди вызывающих наибольший интерес систем — web-to-print, позволяющие типографиям сэкономить время менеджеров по продажам, сократить количество ошибок и создать дополнительный приток заказов. Такой продукт для цифровых типографий был на стенде дебютировавшей на выставке Ricoh. «Моноритм» представила разработки B2CPrint — B2CPrintShop для оперативной полиграфии и B2CWide для широкоформатной печати. Подобным решениям в составе Unified Workflow Solutions были посвящены презентации на стенде Kodak. Web-to-print является обязательным элементом и даже базой систем для выпуска фотокниг. На стенде Xerox можно было ознакомиться с Imaxel и M-Photo.

Увы, новинок в области профессиональных мониторов было немного. Большинство оказались сосредоточены на стенде ГК Есть и специализированные системы, ориентированные на определённые группы продукции. Например, показанные ГК «Легион» решения Esko Artwork стали стандартом де-факто для упаковочных и этикеточных производств. Другой пример — ПО XMPie на стенде «Ксерокс-СНГ». Мощный инструмент персонализации незаменим для воплощения в жизнь сложных проектов с переменными данными.

Решения для всех уровней автоматизации можно было изучить сразу с нескольких рабочих станций на стенде «Гейдельберг-СНГ». Все печатные машины и CTP интегрированы в единую производственную систему. Heidelberg обладает, вероятно, самым всеобъемлющим и отработанным предложением в области автоматизации — под «зонтиком» Prinect объединены как отдельные модули, так и АСУ типографии.

«ХГС» демонстрировала новую версию Screen Trueflow SE7.2, включающую Equios Pre4m (ПО для спуска полос с поддержкой JDF) и обеспечивающую интеграцию с АСУ, поддержку APPE, устройств цифровой печати и пр.

На стенде «ЯМ Интернешнл» демонстрировался комплекс DoNet от Komori, включая новые версии K-Station, KHS-AI, PDM, а также новая версия АСУ ТП Fujifilm XMF workflow 4.0. Как рассказал Алексей Гимеин («ЯМ Интернешнл»), у системы – более 30 инсталляций разных версий в России. Новую версию отличают многочисленные улучшения пользовательского интерфейса; расширенные возможности спуска полос, управления выводом и цветопробой; поддержка новейших версий APPE и PDF library, новых устройств CTP и ЦПМ; а также улучшенные возможности интеграции с другими системами по стандарту JDF/JMF.

Компания активна и на рынке АСУ, продвигая uTraxx Print MIS. В версии 3.5 расширен пользовательский интерфейс ввода заказа, появились новые функции планировщика, реализована концепция электронного билета заказа.

Выставка стала дебютной для объявленного накануне альянса «ХГС» и «Аксон». Речь об АСУ типографии «Альтигма», базирующейся на архитектуре успешно работающей с 2005 г. АСУ EPHAS. По словам генерального директора «Аксон» В. В. Лихачёва, система успешно внедрена в нескольких крупных типографиях Санкт-Петербурга, Ростова и др. Её важная особенность — гибкость настроек и исчерпывающий набор параметров. Это помогает задействовать стандартную бизнес-логику полиграфических предприятий, значительно упростить внедрение, оптимизировать и модифицировать бизнес-процессы для повышения их эффективности. Подводя итоги, Лихачёв заявил: «Мы довольны результатами, которые подтверждают правильность нашего стратегического сотрудничества с «Центр-ХГС» для автоматизации полиграфических предприятий».

Один из самых активных игроков на рынке АСУ — PrintMIS, продвигающая системы EFI. Максим Максимов (PrintMIS) отметил, что рынок консолидируется, происходит его расслоение на сегменты для разных масштабов. За  год установлено почти два десятка систем PrintSmith (10–35 тыс. евро), но главная ставка сейчас на Pace — при начальной цене от 150 тыс. евро систему могут себе позволить средние и крупные типографии. PrintMIS сотрудничает с ведущими поставщиками цифровой техники — Xerox и Konica Minolta, ведёт переговоры с Ricoh. Участвует в подготовке специалистов — открыты лаборатории в МГУП, проводятся обучения на собственной базе по PrintSmith.

Говоря о разделении на сегменты, Максимов, очевидно, имел в виду конкурентов из «Моноритм», предлагающих решения для малых и средних типографий — ASystem и PrintEffect. Разработана ещё более доступная PrintEffect Lite, ориентированная на управления продажами. Возможности ASystem расширяются за счёт системы оперативной регистрации техопераций ASystemTouch и веб-сервиса ASystemWeb.

«Армекс», занимающаяся системной интеграцией решений на базе «1С: Предприятие 8.2» для типографий и издательств, показала весь спектр: «1С: Полиграфия», «1С: Оперативная печать», «1С: Широкоформатная печать 8», «1С: Издательство».

Формные процессы

Полиграфическая «царица полей» — офсетная печать. Поэтому и решений для изготовления офсетных форм традиционно демонстрируется больше всех остальных, вместе взятых.

Немного занимательной арифметики. На выставке 2007 г. показали 21 систему, по итогам года в России было продано 135 CTP, т. е. показанные аппараты составили 16% от установленных; в провальном 2009 г. показали 4, за год продали 60 (значит, показали 7%); в 2011 г. мы насчитали на стендах 12 CTP. Интерполируя количество машин на стендах в «окно» 7–16%, можно оценить итог продаж за год в интервале 171—75 CTP. Даже при минимальной оценке всё равно получаем почти 10% роста относительно прошлогодних 69. В декабре проверим…

Половина показанных CTP — термальные, а на втором месте по популярности (и это сюрприз) — 4 системы УФ для аналоговых пластин, «фиолетовых» — только две.

На выставка нельзя было не заметить активной экспансии CTP Cron в России. За пару лет компания обзавелась уже тремя партнёрами — к бывшему первопроходцем «Паритету» в начале года присоединилась ГК «Терра-Принт», а непосредственно перед выставкой — NextPose. Как следствие, CTP Cron разделили пальму первенства самых популярных марок с Heidelberg — показано по 3 системы. Оказалось, что российские типографии живо интересуются CTP для аналоговых пластин — нужно только предложить системы по хорошей цене, коими и стали Cron. Однако в ситуации с тремя дилерами есть потенциальная опасность — клиенты могут увлечься, выжимая проценты скидок, а в итоге пострадает сервис для купленных так «удачно» систем… Впрочем, это только один из вариантов развития событий. А вот то, что Cron в 2011 г. окажется чемпионом роста продаж после одной машины в прошлом году, — это факт. Например, «Некстпоуз», показавшая Cron UVP-3648 DI+ в комплекте с автоподатчиком пластин, поворотным конвейером, процессором для обработки пластин и стекером, сообщила о продаже такого решения в издательско-полиграфический комплекс «НП-ПРИНТ» (Санкт-Петербург).

Самым крупноформатным аппаратом стал ещё один для аналоговых пластин — Luescher Xpose! 230UV, он рассчитан на формат до 1130×960 мм и показан ГК «Легион».

Среди заявленных характеристик Heidelberg Suprasetter A75 — По два офсетных CTP были на стендах «Гейдельберг-СНГ» и «ЯМ Интернешнл». Последняя показала термальный аппарат Screen PlateRite 4300S и «фиолетовую» систему Fujifilm Luxel V 6 SAL. А с учётом CTP Screen для флексо компания может похвастать самой обширной на выставке экспозицией по формным процессам.

Ещё один аппарат Screen Plate-Rite 4300 был показан на стенде «ХГС». Михаил Кувшинов («ХГС») подчеркнул, что в комплекте со всеми CTP Screen компания обычно поставляет «родное» ПО – Screen Trueflow SE. Два таких комплекса в настоящий момент устанавливаются в «Диамант» (Набережные Челны) и «ЦАИ» (Москва). Ещё с несколькими компаниями на выставке были заключены соглашения, предусматривающие поставку CTP-устройств и АСУ ТП от Screen. Особенно большой интерес вызвала бюджетная новинка от Screen – PR 8600M, о первых инсталляциях которой вскоре будет объявлено.

CTP от Agfa никто не показал, но «МакЦентр» сообщает, что во время выставки были заключены два контракта на поставку систем от Agfa: :Avalon N4-10S с гибким и современным комплектом ПО и комплекс на базе ПО Agfa Apogee Prepress с системой :Avalon N8-20Sc. Конфигурация второго комплекса позволяет управлять работой CTP дистанционно – через интернет.

Хотя последние годы мы не наблюдали в России роста интереса к экологичным формным решениям, 2011 г. может стать переломным. Особенно с учётом возможностей соединить два «эко» — экологичность с экономичностью. На стенде Kodak выводили беспроцессные пластины Kodak Thermal Direct на CTP Kodak Magnus 800 Quantum V Speed (до 30 пл. B1 в час) для последующей демонстрационной печати на машине KBA. «Терем» показала полностью автоматизированный CTP ECRM Mako4Matic в сочетании с вымывным процессором Agfa :VCF85 для фиолетовых свободных от химии пластин. По информации «Терем» более половины из всех инсталлированных в этом году комплексов – свободные от химии. «ЯМ Интернешнл» представила формные процессоры для обработки «малохимических пластин», а также новое поколение беспроцессных пластин Fujifilm PRO-T3. Все подобные решения обещают экономию — места, денег и химии.

В секторе CTP для флексографии и высокой печати не так тесно. Здесь есть явный лидер по инсталляциям — EskoArtwork в сотрудничестве с DuPont. Похоже, они очень уверены в своих силах, так как не считают необходимым доказывать что-то, демонстрируя «железо» на выставке. Но бывает ли вечное лидерство?

Система Kodak Flexcel NX Wide с ламинатором позволяет выводить формы до 1097x1554 мм с разрешением 2400 dpiРеальных конкурентов немного, но они осознают, что просто обязаны показывать товар лицом. Например, на стенде Kodak работала первая в России широкоформатная флексографская система Kodak Flexcel NX Wide, выполнявшая экспонирование и ламинирование плёнки Kodak Flexel NX Thermal Imaging Layer. Алексей Разумовский («НИССА Центрум») отмечает ключевые моменты: «Технология Flexcel NX (лауреат GATF-2008) уникальна... Беспрецедентное разрешение и стабильность, исключение ингибирования кислородом процесса полимеризации, плоские вершины и четкие края печатных элементов с жёсткими "плечами". Flexcel NX также включает в себя систему создания микрорельефа на поверхности формы элементами 5×10 микрон Kodak Digicap NX (лауреат GATF-2010)». Комплекс демонстрировался под управлением АСУ ТП Kodak Prinergy PowerPack.

«ЯМ Интернешнл» начинала сотрудничество со Screen именно с CTP для флексо. На выставке показали систему лазерной записи на всех типах цифровых фотополимерных формных пластин высокой и флексографской печати Screen FX 870 II. Её разрешение 4800 dpi, скорость 4–6 м2/ч, обрабатываемый формат до 870×762 мм. Рядом — водовымывной формный процессор COSMO от AGI для обработки всех типов водовымывных формных пластин форматом до 520×760 мм. Заключительный элемент выигрышной комбинации — CTP-флексопластины TOYOBO Cosmolight QS/QH с антиингибирующим кислородным слоем и с воспроизведением плоских вершин печатающих элементов.

Настоящий

Эталоны всё ближе

Если в области измерительных инструментов и калибраторов у X-Rite конкуренты ещё есть, то в области универсальных цветовых эталонов стандартом де-факто давно и прочно остаются веера Pantone. На это раз выпущены новые — компания явно рассчитывает на расширение круга клиентов за счёт тех, кто раньше просто не мог себе этого позволить, а также стремится привлечь дизайнеров, ценящих полезные, практичные и стильные инструменты. Starter Guide (1800 руб.) предназначен для студентов и начинающих дизайнеров. В сокращённом наборе 543 цвета, включая основные, металлики, пастельные и флуоресцентные. Профессиональным дизайнерам адресован Designer Field Guide (по цветам соответствует Formula Guide) — «полевой» веер с усиленной обложкой, металлическими втулками, удобным и стильным чехлом. В комплекте отрывные образцы для каждого цвета.

Показали и калибраторы на основе нового сенсора-колориметра, разработанного специально для современных дисплеев с LED-подсветкой и расширенным охватом. В комплекте обновлённое ПО. «Софт» к ColorMunki Display для фотографов и дизайнеров-любителей отличается дружественным интерфейсом. Калибратор X-Rite i1 display pro комплектуется i1 Profiler. Это профессиональное ПО для настройки любых дисплеев.


Особый вывод на все случаи жизни

Представители Luescher — региональный менеджер по продажам CTP доктор Сречко Прнят (на снимке слева) и менеджер по продажам направления флексографии Фридрих Клейн, работавшие на стенде ГК Как развивается бизнес Luescher?

Швейцарская компания Luescher AG Maschinenbau основана более 60 лет назад, головной офис находится в городке Гретценбах. В портфолио глобального производителя есть устройства прямого вывода (CTP) для разных типов форм, применяемых в офсетной, флексографской, высокой и трафаретной печати. Компания присутствует во всех основных регионах мира в виде представительств (Швейцария, Германия, Италия и т. п.), а в тех странах, где не имеет офисов, сотрудничает с дистрибьюторами. В России их официально два — ГК «Легион» и «ЯМ Интернешнл». Но сейчас полные права — на продажу и сервис оборудования — есть только у ГК «Легион».

С «ЯМ Интернешнл» мы договорились, что компания только оказывает сервис-услуги по установленным ею 11-ти системам. Среди этих инсталляций есть такие важные, как 4 аппарата высокого разрешения (10 000 dpi) в типографии «Гознак», готовящие формы для защищённой печати. Причина, по которой «ЯМ Интернешнл» перестала продавать наши CTP, — всё более тесное её партнёрство с Fujifilm, появился конфликт интересов.

Работой с ГК «Легион» мы очень довольны, это отличный партнёр. На сегодняшний день они продали девять систем (UV-модели для обычных пластин). Сейчас ситуация на рынке осложнилась, поскольку разница в цене между цифровыми и аналоговыми пластинами за последние два года существенно сократилась — с более чем 3 евро за квадратный метр до 2 евро. К тому же появились более доступные китайские CTP для аналоговых пластин.

Мы хорошо известны на рынке как производитель CTP форматов VLF и B1, но не выпускаем аппараты B2. Конечно, в этом мы уступаем конкурентам, особенно на российском рынке, где на формат B2 большой спрос. Поэтому мы также с пониманием относимся к тому, что ГК «Легион» продвигает и другие марки CTP, например Dotline. Им просто нужно заполнять пробелы в ассортименте. Как с точки зрения форматов, так и по приложениям — у Dotline есть высокопроизводительные аппараты для газетчиков.

Как обстоит дело с продвижением ваших решений в упаковочные типографии?

Мы пытаемся продавать CTP для флексо — XPose! Flex позволяет выводить флексопластины, а также офсетные и другие. Всё, что нужно упаковочным типографиям, в одном устройстве. Этой разработке уже два года. Вместе с коллегами из ГК «Легион» обсуждаем возможные проекты, но продаж пока не было. Есть очевидные сложности в конкуренции с лидером этого сектора — EskoArtwork. У нашего решения есть достоинства (надёжность конструкции, лёгкость работы с пластинами), но оно не является законченным — его нужно интегрировать со специализированным ПО. Сейчас наши системы могут подключаться к FlexRIP от EskoArtwork. Но одновременно мы работаем над созданием собственного законченного программно-аппаратного комплекса.

Вскоре в этой линейке появится ещё одна модель, большего формата — 240. Она будет способна обрабатывать формы до 1300×1100 мм.

Один из аппаратов для вывода форм заметно отличается от всего, что вы делали раньше…

Если вы имеете в виду семейство MultiDX!, то это так. Сейчас в нём одна «платформа» MultiDX! 220 формата 80×60 см. Одна из целевых аудиторий — компании, которые создают обслуживающие печатные производства. Это характерно для производителей косметики, лекарств, солнечных батарей, печатных плат и т. п. Объём вывода у них обычно небольшой, но бывает необходимо обеспечивать формами сразу несколько разных типов печатных машин — офсетных, флексографских и трафаретных.

А в чём разница между MultiDX! и вашими системами с внутренним барабаном?

Главная причина выбора планшетной конструкции — на MultiDX! нужно выводить трафаретные сетки, которые нельзя поместить в барабанные модели. В машину устанавливаются лазерные модули с различными диодами — в зависимости от потребностей клиента. Термальные с длиной волны 830 нм — для экспонирования термальных офсетных пластин, УФ (405 нм) — для офсетных пластин и трафаретных сеток, ИК (940 нм) — для флексопластин и высокой печати, лакировальных форм. На таком устройстве можно экспонировать что угодно — лишь бы поверхность была покрыта чувствительным слоем, реагирующим на излучение в одном из описанных диапазонов. В зависимости от модификации, общее количество диодов — от 8-ми до 64-х. Это определяет функциональность и производительность устройства — лазерные модули можно сочетать. Переход из режима в режим — одним нажатием кнопки. Выбор конфигурации — за клиентом. Мы анализируем его потребности и предлагаем оптимальный вариант. Для примера, в одной американской компании два MultiDX! используются исключительно для экспонирования магниевых клише. Клиенты бывают самые неожиданные. Есть люди, которым важна очень точная приводка в рамках одного набора форм. Весь набор можно поместить на ложе экспонирования и вывести за один раз — это обеспечивает максимальную точность. Везде, где есть потребность в гибридных технологиях, с помощью MultiDX! можно сэкономить, используя один аппарат вместо нескольких.

Это принципиально новая концепция для рынка, которая не имеет аналогов. Поэтому мы и наши партнёры должны изменить свой подход к бизнесу, постараться донести свои предложения до новых клиентов, искать новые области применения…


Они выбрали Kodak

«НИССА Центрум» по итогам выставки сообщила: комплексы на основе CTP Kodak в самое ближайшее время будут поставлены российским предприятиям и заказчикам в странах СНГ — типографиям «Фемили» (Пенза), «Проспер-Принт» (Астана), «Принт-Стайл» (Йошкар-Ола), «Томь ЛТД» (Томск), «Мосполиграф», издательскому печатному дому «Норд-Пресс» (Якутск), агентству «Кавказинтерпресс» (Ставрополь), «Алекс-Пресс» (Пермь), Print Com (Бишкек).

Одновременно Kodak подтвердила, что компания «НИССА» является единственным авторизированным дистрибьютором офсетных CTP-устройств и термальных печатных пластин Kodak в России и Центральной Азии.


Формные альтернативы

Базой для большинства доступных решений по выводу в широком формате являются профессиональные принтеры EpsonВсегда найдутся типографии, которым нужно что-то особенное. Увы, мы не увидели ни одной струйной системы с прямым выводом металлических форм iCTP. Не заладилось?

Зато для трафаретных типографий единственная разумная альтернатива ФНА, уходящим в прошлое на фоне регулярных перебоев с поставками фототехнической плёнки, а также громоздким и дорогим аппаратам прямого вывода на сетки, — широкоформатные струйные принтеры в сочетании с RIP и специальными плёнками. Подобные решения показали «АТ Десайн» (Epson 7890, RIP Filmgate, плёнка Foteco) и «ВМГ Трейд». Андрей Зуйков («ВМГ Трейд») объяснил: «Наша задача — популяризовать технологию вывода на полиэфирную плёнку. Трафаретные и газетные типографии при минимальных вложениях в оборудование получают готовое решение — экономичное и экологичное».

А если нужды в большом формате вывода нет, объёмы требуются небольшие, а качество — умеренное, есть смысл присмотреться к решениям, подобным Kimosetter 410. Его показала «Грас-92». Макс. формат 510×410 мм, скорость вывода одного формата А4 при разрешении 1200×600 dpi — 4 мин 30 с, формный материал Kimplate. На выходе — готовые к установке на машину формы с тиражестойкостью 3000–5000 экз. А кто говорил, что всем нужны миллионные тиражи? По Сеньке и шапка…

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Женский взгляд на цвет

В преддверии международного женского дня прилично вспомнить о вкладе прекрасной половины человечества в историю цвета. И мы поговорим о женщинах, которые написали прекрасные книги, посвящённые цвету, которые по каким-то причинам до сих пор не переведены на русский язык. Взглянем на цвет и его историю с позиции историка-прозаика, практика работы с цветом, исследователя цвета в моде и химика.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.

Традиции качества или качество традиций

Делать как привыкли или делать по-новому? Такой сложный выбор, который определяет стратегический успех компаний. Или нет?



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 104