101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Кратчайший путь к цветному оттиску

  • Игорь Терентьев
  • 16 июля 2009 г.
  • 9906

       

        

        

        

        

        

         

Одно из самых доступных устройств для оперативной печати малых тиражей и пробных оттисков стало входным билетом в бизнес для многих салонов оперативной полиграфии. Офсетные типографии используют «лазеры» для расширения сферы услуг — чтобы не отказывать в печати «мелочёвки» ценным клиентам и привлечь новых. В рекламных агентствах и издательствах такие принтеры обычно печатают оценочные цветопробы — для обсуждения цветовых решений и утверждения содержания макетов. В офисах и корпоративных издательских отделах при умелом использовании они решают ещё больше задач — от размножения презентационных материалов и отчётов до печати бланков и визиток, ранее заказываемых «на сторону». Поэтому второй раз подряд мы включаем в справочник RISO H5500. Хотя это струйник, его основное назначение — печать любых тиражей, характерных для офиса, а конструкция (неподвижные печатающие головки перекрывают всю ширину листа) обеспечивает производительность на уровне мощных ЦПМ. Поэтому рыночная ниша H5500 гораздо ближе к лазерным, чем к настольным струйным принтерам, ведь он предлагается как инструмент для массовой, дешёвой печати. Впрочем, соперничать по качеству отпечатков с электрографическими принтерами он не может. Не случайно создатели ввели в обиход слово ComColor — коммуникационный цвет.

Это уже третий подряд справочник по цветным принтерам формата А3, поэтому углубляться в технические детали не будем, а основное внимание уделим изменениям (в ассортименте и ценообразовании) и тенденциям. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с прошлогодним справочником, где подробно описаны многие технологические аспекты: Игнатов К. Триумф цвета на печатном развороте. № 7, 2008 (http://www.publish.ru/publish/2008/07/5466893/

Ещё одна важная ссылка — касательно финишных опций. Производители предлагают множество вариантов в линию с принтерами — от сортировщиков до брошюровщиков. Поскольку большинство подобных устройств унифицировано для принтеров и МФУ, смотрите соответствующий раздел справочника по цветным МФУ формата А3: Старцев Д. Цифроцветомногоборцы. № 6, 2009 (http://www.publish.ru/publish/2009/06/9422612/). Кстати, ряд цветных принтеров из нынешнего справочника — это «принтерные» версии МФУ без сканирующих модулей (модели Canon серии iRC, Develop ineo+ 353P, Konica Minolta bizhub C353P, OKI C9850hdn).

Ассортимент

Рассматриваемый сектор стабилен, особенно по сравнению с бурным развитием МФУ. За последние пять лет число представленных производителей и моделей менялось незначительно: 15 производителей и 27 моделей в 2004 г.; 15 и 30 в текущем. Наиболее заметно завершение миграции к однопроходной технологии — если в 2004 г. 4-проходных моделей было 10, то 2009 г. ознаменован полной победой однопроходных устройств. Других вы в таблице уже не найдёте. Это первый этап полного перехода на цветную печать — она выполняется с той же скоростью (если пренебречь большими затратами времени на обработку заданий), как и монохромная. Второй и третий будут существенно сложнее — надо сблизить цены на цветные и монохромные принтеры, а также себестоимость отпечатков…

Наибольшие изменения в ассортименте относительно предыдущего года внесли Gestetner, Nashuatec и Ricoh, дружно заменив две прошлогодние модели двумя новыми, созданными на базе 811-й. Обладающая самой широкой линейкой в этом секторе Oki заменила две младших модели. По одному принтеру сняли с производства Develop и Xante, а список производителей с одной моделью пополнила Intec.

Рынок

По данным «IDC Россия» в 2008 г. в России продано 6342 цветных лазерных принтера формата А3 (без учёта устройств Canon iRC, которых было продано 420 шт. — проходят по категории МФУ, включая продажи в принтерной конфигурации; а также аппаратов RISO HC5500). Это примерно на 5% меньше результата 2007 г. — первый спад после многолетнего роста, что не удивляет, учитывая суровые реалии. Вряд ли стало сюрпризом и падение продаж в I кв. 2009 г. более чем втрое относительно аналогичного периода 2008 г. — 564 единицы против 1796. А у производителей продолжает задавать тон «большая тройка», упрочив позиции: в сумме на HP, Xerox и Oki в 2008 г. пришлось 88,6% (86% в 2007 г.). Ведущий аналитик «IDC Россия» по рынку периферийных устройств Алина Селивёрстова отметила: «Даже во втором полугодии 2008 г. и в I кв. 2009 г. в корпоративном сегменте все цветные устройства показывали лучшую динамику относительно того же периода прошлого года, чем ч/б, — рост в III кв. и меньшее падение в IV кв. 2008 г. и I кв. 2009 г. Главных причин две: цветное оборудование приобретается под конкретные цели, когда оно действительно необходимо; не все поставки такого оборудования можно было отменить или отложить с такой же лёгкостью, как ч/б. Что касается динамики по форматам, то в цветных устройствах формата А3 (где велика доля закупок для конкретных проектов и кампаний) падение поставок в IV кв. было меньше, чем устройств А4, но в I кв. 2009 г. поставки цветных лазерных устройств А3 сократились сильнее, чем ч/б. Ожидается, что тенденция сохранится до конца года. Изучая соотношение «МФУ против принтеров», мы видим: в сегменте цветных лазерных устройств А3 после небольшого «всплеска» в III кв. 2008 г. доля МФУ снизилась до 41% (уровень II кв. 2008 г.) и оставалась стабильной в двух последних кварталах. Для сравнения: доля МФУ в секторе цветных А4 увеличилась в IV кв. и немного снизилась в I кв. 2009 г., а доля ч/б А3 МФУ продолжала увеличиваться начиная с IV кв. 2008 г., и только среди ч/б лазерных устройств А4 доля МФУ постоянно снижалась со II кв. 2008 г. Главным образом потому, что именно в последнем сегменте (А4 ч/б) чувствительность к цене наиболее высока, и покупатели с относительной лёгкостью отказывались от многофункциональности».

Цены

Увы, кризис повлиял на все рублёвые цены: они увеличились на 25–35%. Самый дорогой аппарат в обзоре RISO HC5500 в версии с Postscript-контроллером обойдётся теперь в 1,32 млн руб. Среди электрофотографических устройств — построенные на общей аппаратной базе принтеры от Intec и Xante можно купить за 403 тыс. руб. Такой ценовой отрыв от конкурентов объясняется просто — оба принтера «заточены» под печать по плотным и фактурным материалам. Макс. плотность 512 г/м2, а для большинства других принтеров верхняя планка находится в диапазоне 200–300 г/м2. Обратная сторона медали — высокая себестоимость оттисков на этих моделях. Возмутителем спокойствия в формате А3 выступила Oki — в рамках специальной акции C810 предлагается за 41 тыс. руб., а поддерживающая Postscript и PCL C830 — за 60 тыс. руб. Ответных действий конкурентов пока не последовало…

Помимо цен на устройства, не менее важна себестоимость печати. Соответствующую колонку в таблице сверху мы заполняли на основе данных о стоимости всех расходных материалов, имеющих ресурс (кроме самого аппарата), а не только тонер-картриджей. Наша условная цветная страница имеет 20% заполнение — по 5% по каждому цвету. Цифры из таблицы можно считать хорошей основой для сравнения моделей, поскольку большинство производителей уже придерживаются принятого в декабре 2006 г. стандарта ISO по расчёту и измерению объёмов картриджей для струйной (ISO/IEC 24711) и цветных тонеров (ISO/IEC 19798) для лазерной техники. Новые стандарты дополняют стандарт ISO/IEC 19752 от 2004 г. для монохромных тонеров для лазерных принтеров. Но реальная себестоимость печати весьма существенно зависит от степени заполнения страниц.

Рекордсмен по себестоимости — струйный RISO HC5500: одна его цветная страница обойдётся в 82 коп. Впечатляет результат лидера среди тонерных аппаратов Konica Minolta bizhub C353P — 92 коп. за цветную страницу, а монохромная даже дешевле отпечатанной струйным способом — 15 коп.! Владельцу же Epson C9200N придётся заплатить за каждый отпечаток 5,83 руб. — максимум для рассматриваемой категории принтеров.

Скорость

Самый быстрый аппарат RISO HC5500 в обозримом будущем в этой категории никому не догнать. Среди электрографических принтеров в спину прошлогоднему лидеру Canon iRC5185i, печатающему в цвете 51 стр./мин, уже дышат новые модели от Gestetner, Nashuatec, Ricoh серии 821 — 50 стр./мин. А минимальная скорость в этой категории (25 стр./мин у Konica Minolta magicolor 7450-II) всего вдвое ниже.

Практика эксплуатации

Руководитель отдела дизайна CDcon Алексей Буханов поделился опытом эксплуатации Xerox Phaser 7760. Принтер установлен в декабре 2008 г. Это единственное устройство печати малых тиражей полиграфии в специализирующейся на тиражировании компакт-дисков CDcon (есть ещё оборудование для печати по дискам). При малых тиражах (до нескольких сотен) на нём печатают вкладыши, «диджипаки» и картонные упаковки к дискам. Для вкладышей идёт бумага SilverGloss, 135 г/м2. Её лучше подавать со стандартного нижнего лотка, а с бокового — бумагу плотную и увеличенного формата SRA3. Хотя плотность 300 г/м2 несколько выше допустимой по спецификации, Буханов не заметил каких-либо проблем. Если не забывать биговку, тонер на сгибах не трескается. Качество печати принтера, по его мнению, очень близко к таким машинам более высокого класса, как DocuColor 12 и 2045. Из проблем Алексей отметил общую для большинства цифровых устройств печати — диагональное отклонение приводки лица к обороту. Например, на листе А3 при идеальной приводке крестов на передней кромке на задней расхождение может достигать 3 мм. Впрочем, для задач, стоящих перед 7760 в CDcon, это не критично. Директор по развитию «Имаджвейв» Владимир Бережанский рассказал об опыте эксплуатации цветных принтеров формата А3 Gestetner. В компании с ними работают не первый год: часто после выхода новой модели она впервые в России и даже в СНГ устанавливается именно в «Имаджвейв». Сейчас здесь уже более двух лет работает Gestetner SPC811DN (плюс два МФУ MPC7500), а совсем недавно установлена новейшая модель — SPC821DN. 811-й уже отпечатал более 1 млн отт., причём в очень тяжёлых условиях: примерно треть заказов составляла персонализация офсетных бланков, печатали также обложки для CD, работали с мелованной бумагой. Ставку на Gestetner Бережанский объясняет так: «За счёт индукционной печки принтеры этой марки отлично печатают даже на плёнке Oracal — традиционно сложном материале для обычных электрографических устройств. У Gestetner ремень и вал остаются холодными — нагревание и запекание тонера обеспечивают циркулирующие в нём токи Фуко, не проникающие глубоко в носитель.

Другой важный плюс — специальное полимерное защитное покрытие, которое наносится на фотобарабан и ремень переноса перед печатью каждого оттиска. Мы очень много печатаем на мелованной бумаге и на запечатанных офсетом бланках (иногда на них много порошка, бывает лак), не опасаясь за сохранность аппарата. На практике фотобарабан при заявленном ресурсе в полмиллиона служит в 1,5 раза дольше — до 750 000 оттисков! Привлекает и длительный ресурс до первой замены — 200 000 отт. у SPC821DN». Как рассказал генеральный директор фирмы «САВ» Александр Самохин, принтер Konica Minolta magicolor 7450 используется в основном для запечатывания специальной термотрансферной бумаги. С неё изображения переносятся на металл. Температура переноса — около 140 °С, поэтому важно, чтобы бумага не коробилась и не застревала в принтере. Значит, и температура печки должна быть минимальной. К тому же термотрансфер не терпит «модного» воскового тонера — при переносе изображение плавится. По обоим критериям magicolor 7450 подходит. Александр предварительно отпечатал несколько образцов в демозале Konica Minolta, проверил на производстве качество результата и выбрал лучший из двух вариантов. Другой опробованный принтер, magicolor 2550, был меньшего формата, да и по качеству печати уступал.

Объёмы печати в «САВ» невелики — несколько десятков страниц в день. В драйвере задаётся опция печати по специальным носителям для выбора оптимального режима. Из-за большой плотности термотрансферная бумага иногда всё же застревает в аппарате, но после извлечения печать продолжается, а повреждений важных деталей в течение года эксплуатации не было.

Тенденции и перспективы

Сектор явно застоялся. Усилия разработчиков, очевидно, брошены на развитие МФУ как более перспективных. Возможно, ситуацию изменит появление дешёвых моделей Oki? В текущих условиях это весьма актуально. Кардинально изменить ситуацию может и приход нового игрока. Например, завоевавшей крепкие позиции в формате А4 Samsung. Сейчас компания подчёркнуто не обращает внимания на сектор А3, пропагандируя экономичность и компактность меньшего формата.

После долгой паузы Riso объявила о продолжении развития направления цветных устройств — объявлено о выпуске для североамериканского рынка серии цветных струйных принтеров/МФУ ComColor производительностью 90–150 стр./мин (А4). Пять новых моделей ComColor 9050, 7050, 7010, 3050 и 3010 базируются на технологии Riso Forcejet, печатают, сканируют и копируют, отличаются друг от друга скоростью и областью печати, ёмкостью лотков и комплектацией аксессуарами. Устройства эффективно печатают не только цветные, но и ч/б документы при себестоимости менее 0,5 цента за страницу. О дате поступления в продажу и наличии в линейке принтерных модификаций пока не сообщается. Предварительный показ состоится на сентябрьской выставке Print-09 в Чикаго.

В мае Xerox представила первые МФУ формата А3 на основе твёрдочернильной технологии — ColorQube. Скорость до 50 стр./мин, начало продаж в Европе запланировано на сентябрь 2009 г. Устройств без модуля сканирования пока не заявлено. Аналогично ведёт себя HP, уже давно выпускающая струйные МФУ на базе технологии EdgeLine. Принтерных версий у этих систем нет.

Пока отметим одну нарастающую тенденцию, ранее характерную для МФУ и ЦПМ — выпуск разных моделей на базе общего печатающего механизма. Помимо распространённого OEM-сотрудничества, когда один принтер предлагался под разными марками, появились модификации с разными скоростями печати. Например, Canon предлагает сразу 5 моделей на основе общего печатающего механизма — три в серии iRC и две CLC. Отличаются они скоростью печати и типом контроллера. Оказывается, в нашей таблице всего 18 базовых механизмов печати, а моделей на их основе — 30.


Неофициальный стандарт

Хотя никакого официального стандарта нет, в индустрии устоялись сокращения, обозначающие особенности конфигурации принтеров для конкретной модификации.

D — встроенный модуль автоматической двусторонней печати (от duplex);
T — дополнительный лоток подачи: стандартный или повышенной ёмкости (tray);
N — встроенная сетевая карта (network); H — встроенный жёсткий диск (hard drive).

Есть и специфические для отдельных моделей обозначения: F у Xerox — финишёр в комплекте.

Мнения экспертов

При подготовке статьи я попросил экспертов компаний-лидеров российского рынка HP, Xerox и OKI высказаться о тенденциях и перспективах.

Самая заметная тенденция последних лет для сектора лазерных принтеров формата А3 — практически завершённый переход на однопроходную цветную печать, обеспечивший равную производительность цветной и монохромной печати.

Другая тенденция только набирает силу… По мнению Акселя Людеманна, консультанта по корпоративным решениям HP Imaging and Printing Group, EMEA, «в ближайшие год-полтора сокращение расходов станет основной причиной необходимости введения систем управления документооборотом». Поэтому, наряду с автоматизацией документооборота, производители принтеров (включая цветные формата А3) уделяют особое внимание внедрению бизнес-моделей с покопийной оплатой. Тут помогают разнообразные программные инструменты учёта, дистанционного контроля состояния устройств, универсальные драйверы печати и ПО для автоматического уведомления о скором исчерпании расходников.

Ещё одно направление развития технологии — встроенные в устройства печати системы шифрования. А техника с поддержкой документооборота станет обязательным компонентом офиса уже в ближайшем будущем. — Сергей Орлов, HP Russia За 5 лет объём продаж цветных принтеров значительно возрос, в первую очередь — за счёт офисных пользователей. Производители, отвечая на эти потребности, предлагают гораздо больше моделей, ориентированных на офисы. Массовость позволила снизить их стоимость или внедрить технологии, ранее используемые только в производительных машинах сегмента GA (Graphic Arts).

Выразилось это в отказе от медленной и накладывающей ограничения на качество печати 4-проходной технологии (в 2008 г. снят с производства последний такой аппарат), что
ведёт к общему увеличению скорости цветной печати.

Поскольку почти все офисы имеют локальные сети, спрос вырос именно на категорию сетевых устройств. Сейчас производители практически не имеют в своих линейках принтеров формата А3 без поддержки сети — таковых остались считанные единицы. В расходные материалы мигрируют технологии из более дорогих машин — новые технологии производства тонеров. EAHG-тонер Xerox не только улучшает качество отпечатка, но и позволяет сэкономить за счёт уменьшения его отходов.

На рынке принтеров формата А3 в последнее время начинают проявляться тенденции, характерные для формата А4: в 2008 г. появились сверхдешёвые модели (менее 2500 долл.), удовлетворяющие потребность непритязательных офисных пользователей, не нуждающихся в высоких скоростях или качестве печати, а требующих от принтера только одно — цветную печать в формате А3. На этом фоне в сегменте немного повысилась стоимость печати. Учитывая тяжёлую экономическую ситуацию во всём мире, стремление покупателей экономить и конкурентное преимущество цветной печати, доля таких устройств в общем объёме продаж принтеров формата А3 в ближайшее время будет расти.

В ближайшие годы могут получить распространение устройства на базе новой светодиодной (LED) технологии, которые будут выгодно отличаться от лазерных моделей стоимостью, компактностью и надёжностью, при этом не имея недостатка старой LED-технологии — небольших отклонений в интенсивности свечения отдельных светодиодов в линейке. Такие устройства наиболее полно удовлетворят потребности офисных пользователей — иметь доступный по цене аппарат с высоким качеством отпечатков. Кстати, совсем недавно мы запустили первую модель на базе HiQ LED – МФУ Xerox WorkCentre 7425. — Марианна Именохоева, руководитель отдела маркетинга продукции для малого и среднего офиса «Xerox Россия»

Совсем недавно сочетание слов «цветной лазерный принтер формата А3» вызывало священный трепет у большинства людей, далёких от рынка печати. Это всегда представлялось чем-то большим, неудобным, медленным и безумно дорогим. Рынок устройств такого класса был невелик: речь шла о продажах сотен, но не тысяч, устройств в год. Покупателями были проектные организации и крупные коммерческие фирмы с иностранным участием.

Но в начале 2000-х ситуация резко изменилась. Почти одновременно несколько производителей выпустили сравнительно недорогие, но весьма производительные устройства. Ключом к успеху стала однопроходная технология создания изображения. Благодаря ей внутри принтера цвет наносится на бумагу за один такт работы механизма, а не за 4, как раньше. В результате принтеры стали справляться со своими задачами минимум в 4 раза быстрее. А производительность — один из наиболее серьёзных аргументов при выборе офисных устройств. Сочетание высокой производительности и доступной цены сделали устройства этого класса привлекательными для многих направлений деятельности, где в той или иной степени необходима цветная печать.

Цветными лазерными принтерами формата А3 стали оснащаться отделы маркетинга и рекламы, организации, занимающиеся картографией и экологическими исследованиями. К ним начали активно присматриваться компании, осваивающие оперативную полиграфию, — помимо скорости и стоимости, им стало интересно и качество печати. Однако для последних ещё важнее оказались другие факторы: максимально допустимая для принтеров плотность бумаги и себестоимость отпечатка. Высокая плотность бумаги, с которой работает принтер, позволяет изготавливать множество типов продукции, в т. ч. самый популярный — визитки. Здесь же может пригодиться и умение принтера работать с фактурной бумагой. А низкая стоимость отпечатка — это возможность конкурировать на рынке с продукцией, полученной при помощи других типов печатающих устройств.

Но самым эффективным аргументом по продвижению цветных лазерных принтеров формата А3 на рынок России остаётся их цена. Эта тенденция легко прослеживается по связи с акциями по снижению розничной цены устройств. Как только производитель заметно опускает цену на одну из моделей формата А3, сразу заметно изменяются доли рынка в его пользу.

Впрочем, наиболее серьёзных подвижек на рынке можно ожидать, когда цены принтеров формата А3 сравняются с сопоставимыми по характеристикам принтерами формата А4. Ведь это позволит охватить более широкую аудиторию — выйти на тех, кто традиционно не пользовался печатью на формате А3, но благодаря низкой цене устройств такую возможность получает. Первые примеры уже есть — принтеры серии C800 от OKI Printing Solutions напрямую конкурируют по цене с моделями формата А4 других производителей. Значит, следует ожидать и адекватного ответа от них. А такая активность нескольких производителей заметно всколыхнёт рынок, который долгое время показывал самый низкий в индустрии уровень роста (фактически оставался на одном уровне).

В первую очередь благодаря низкой цене, эти принтеры становятся доступной альтернативой печатного аутсорса, позволяя получить преимущества в оперативности и, порой, стоимости продукции, так как заказанные на стороне изделия, помимо себестоимости печати, включают и довольно существенные наценки за труд печатников. Продукция же, созданная непосредственно в офисе, избавлена от этой наценки и по общей себестоимости вполне конкурентна с заказанной на стороне. Возможности же современных принтеров позволяют создавать практически тот же спектр продукции, что и оперативные печатные салоны начального уровня.

Пора присматриваться к принтерам формата А3 — теперь они доступны, удобны, производительны и функциональны, как никогда. Может быть, уже завтра один из них окажется у вас в офисе. Или даже дома… — Сергей Лебедев, OKI Printing Solutions


Цветные лазерные (светодиодные) принтеры формата А3

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.

Клей на «автомате» в большом формате

Выбираем широкоформатный планшетный клеевой плоттер для автоматизированного нанесения клея.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 104