101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Каждому своё, или Комбинация на флексографском рынке*

  • Род Хайес
  • 5 мая 2008 г.
  • 5953

Любые публичные дебаты разбивают общество на три лагеря: убеждённых упорных сторонников-энтузиастов; оппонентов, с не меньшим рвением отстаивающих противоположную позицию; не определившихся или предусмотрительно остающихся в стороне. Нечто подобное сейчас происходит во флексографии. В центре дебатов — перспективы комбинированных печатных машин в следующем десятилетии.

Встраиваемые модули послепечатной отделки (в т. ч. высечки и конгрева) используются повсеместно, а вот комбинирование в одной машине разных способов печати (флексо с шелкографией, глубокой печатью или офсетом) до сих пор под вопросом. Рискну предположить, что перед нами зарождающаяся битва за доминирование офсетной печати на упаковочных и этикеточных рынках.

Боевых топоров как средства убеждения поставщикам упаковки опасаться не стоит, но с учётом темпов развития технологии и бизнеса, пауза наблюдателей, оценивающих и переваривающих все тенденции и изыски Label Expo, представляется верным вариантом. Спор подогревают крупные производители: поставщики флексооборудования предлагают собственные офсетные модули, причём неплохого качества. Почему бы им не поддержать объединение двух технологий в одной машине? Объяснение вполне прозрачно, предсказуемо и отлично укладывается в поговорку «Каждому своё».

Этого принципа придерживается директор Asahi Photoproducts Дэвид Гэлтон: «Производители постоянно совершенствуют свою технику, но и стараются снизить производственные издержки. Наши новые решения обеспечат одинаково высокое качество печати на пластике, плёнке, фольге, бумаге и картоне».

Выпуск формных пластин с улучшенными характеристиками — лишь один из шагов навстречу пожеланиям потребителя. Гэлтон упоминает проект отдела исследований и разработок Asahi: «Мы выпустили эталонную коробку, отпечатав на её сторонах 6 макетов тремя способами — флексографией, глубокой печатью, офсетом. Она демонстрирует: разница между флексографией и глубокой печатью практически отсутствует, а между флексо и офсетом минимальна. Новые пластины помогут флексографии отвоевать новые рынки. При столь высоком её качестве зачем вообще нужна офсетная печать?»

Заявление смелое, но с ним приходится считаться. Впрочем, с учётом структуры отрасли думать нужно не только о качестве, но и о её динамике. Капитальные инвестиции — серьёзный аспект, о них говорилось достаточно, давайте рассмотрим преимущества комбинирования производственных элементов в одной машине. Главный технолог Skanem (крупная этикеточная типография Ливерпуля) Уилл Паркер уверен: «Высококвалифицированных флексографских печатников мало: в учебных заведениях такой специализации нет, и учатся они исключительно в деле. В активе офсетной печати — огромная база опытных специалистов, освоивших специфику удержания баланса краска/вода. Как именно подаётся запечатываемый материал — дело десятое. Хороший оператор Komori выдаст качественную продукцию и на узкорулонной офсетной машине». Казалось бы, вывод напрашивается сам собой: поскольку осваивать сразу две технологии сложно и долго, а результат очевиден далеко не сразу — занимайтесь тем, в чём разбираетесь, следуйте принципу «Каждому своё». Все знают, что хороший печатник найдёт работу по специальности, даже если в его типографии дела не ладятся. Когда навыки даются так сложно и столь ценны, нужно ли объединять в одной машине офсет и флексо? Ответственность за качество и производительность в руках оператора, которому придётся стать специалистом высшего класса в двух разных областях.

Однако поклонники принципа «кесарю кесарево» напрасно заранее причислили Паркера к ярым приверженцам офсета. В ливерпульской типографии 6 одинаковых Nilpeter 3300 — каждую можно перевести на флексо, офсет или любую их комбинацию. «Безусловно, офсет всё активнее посягает на вотчину флексографии по мере того, как производители вроде Nilpeter и Mark Andy осваивают офсетную печать», — говорит он.

Возможность комбинировать и подбирать нужный печатный процесс ещё не означает, что ею обязательно воспользуются. «Важный элемент — обязательное предварительное планирование, — объясняет Паркер. — Наши клиенты (в основном из сферы бытовых товаров, автохимии, различных отраслей промышленности) работают по 4-недельным циклам — мы стараемся выполнить заказ за две и за следующую — доставлять. Средние тиражи не превышают 4000 м (25 минут печати), поэтому на первый план выходит скорость смены заказов. Офсетная печатная форма готова за несколько минут, а флексографская — не меньше чем за час плюс монтаж на скотч и затраты, в 10 раз превышающие офсетный техпроцесс». И Паркер, и Гэлтон согласны, что у флексографии свои плюсы: она лидирует по яркости цветов, непрозрачности кроющих красок, плотности красочной плёнки, хотя при непосредственном сравнении (как на коробке Asahi) всё выглядит несколько иначе.

По мнению Паркера, флексография конкурирует с офсетом только ценой снижения скорости печати, тогда как производители узкорулонных машин лишь недавно довели собственные офсетные секции до стандартов листовой печати (не в последнюю очередь благодаря достижениям в производстве и отверждении УФ-красок).

Цены растут, а значит, Drent Goebel VSOP или офсетную Gallus уместно сравнивать с «Роллс Ройсом», заменяющим грузовой фургон. Взглянем фактам в лицо: производители печатного оборудования осваиваются в офсетных технологиях и уже предлагают печатные секции, по качеству и удобству сопоставимые с Drent, а по цене — с Mark Andy и Nilpeter.

Litho Supplies (один из крупнейших поставщиков печатной техники в Великобритании) — среди лидеров флексографского направления. Директор по продажам Кевин Гаррисон отметил, что объёмы продаж подразделения флексо растут прямо пропорционально ВВП. Но он не видит признаков популяризации техники, комбинирующей офсет и флексо: «Гораздо проще объединять флексографию с трафаретной печатью: они лучше дополняют друг друга, а в допечатной подготовке много общего. Цифровые допечатные системы постепенно перемещаются во флексографские производства, хотя, по сравнению с офсетом, пока требуют более серьёзных капиталовложений». Похоже, перед нами представитель лагеря «Каждому своё»…

Если допустить, что основная часть печатников считает, что «кесарю кесарево», значит, офсетные и флексографские производства будут и дальше придерживаться привычных бизнес-моделей. Более серьёзного обсуждения, судя по всему, заслуживают претензии офсетной печати на традиционные для флексографии рынки (в обратном направлении активности практически нет).

Не за горами сконструированные по гильзовому принципу офсетные секции — вполне вероятно, в центре будущих дебатов окажется целесообразность инвестиций в офсетную либо флексографскую печать (учитывая гибкость бизнес-модели, имеющуюся рабочую силу, лёгкость привлечения и обучения новых операторов). Не стоит забывать о метком замечании Паркера: хороших «офсетчиков» гораздо больше, чем «флексовиков».

К тому же формные офсетные технологии мало ограничивают печатные машины по ширине. Кстати, Litho Supplies работает на обоих рынках: предлагаемая ею офсетная система CtP выдаёт готовую к печати форму за 5 минут. Эквивалентное предложение от DuPont для флексо — минимум час на обработку, 10-кратные затраты плюс дополнительное время на монтаж. Да, по качеству флексография не уступает офсету, но не слышны ли в фанфарах в её честь неуверенные и робкие нотки?


* Журнал FlexoTech, октябрь/ноябрь 2007 г. © FlexoTech, Published by Whitmar Publications Ltd.


НАШИ

Хотя статья формально посвящена теме комбинированной печати, в ней явно просматривается вопрос «Куда идём?». Необходимость же использования комбинированных методов печати очевидна и в большинстве случаев определяется производственной необходимостью. Например, установки офсетной секции на флексомашину (именно установки, а не смены технологии) может потребовать выпуск защищённой продукции, трафаретной — нанесение специальных красок и т. д. Причиной монтажа флексосекций на офсетную машину могут стать недостаточные кроющие свойства красок, решение других задач. Всё это описано в статье. Заострим внимание на главном: стоит ли устанавливать офсетные машины там, где в этом нет прямой необходимости? В статье приводится много доводов «за» — себестоимость, распространённость технологии и проч. Остановлюсь на тезисе об одинаковом качестве печати. В принципе, с помощью обеих технологий можно достичь идентичного результата. Но говорящие об этом кое о чём забывают или сознательно умалчивают.

Самое важное — при сравнении двух образцов печати высокого качества никогда не говорят, что офсетный может быть получен практически сразу, без специальной подготовки макета, любым печатником, даже не очень опытным технологом. Однако для получения флексографского оттиска потребуются тщательная подготовка макета, специальные растры (с линиатурами выше 150 lpi часто используются комбинированные растры), опытные печатник и технолог. Практически любую офсетную работу может повторить с тем же качеством другой печатник на другой машине с другими формами, что в принципе невозможно или требует непропорционально больших усилий во флексографии.

Второе. Всем известно, что многие флексографские сюжеты принципиально нельзя напечатать 4-мя красками. Сравнивая такие макеты в стиле «мы не хуже офсета», об этом даже не упоминают.

Итог — «гонка вооружений» в мире флексографии: на 8-красочной машине можно напечатать работу, которую невозможно повторить на 6-красочной. Фактически, производители «привязывают» к себе клиентов. Подобная ситуация, пусть и не на 100%, нивелируется в офсете: имея 4-красочную офсетную машину, можно напечатать значительно больший, нежели во флексографии, спектр продукции.

При этом офсетные машины наверняка будут содержать 1-2-3 флексосекции для нанесения кроющих белых или специальных красок, лакировки. Поэтому я «за» офсетные, а следовательно, комбинированные технологии.

Сейчас сильна тенденция перехода на офсетный способ печати в упаковке и этикетке. Я уверен, что флексография «отживает свой век», безусловно, ещё достаточно долгий (закат мы вряд ли застанем). Не забудем, что через десяток лет на первый план выйдут цифровые технологии, способные с успехом заменить флексографию.

Михаил Залесковский (mmz@terraprint.ru ), руководитель отдела решений гибкой упаковки компании «Терра Принт»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 104