101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

И на солнце бывают пятна

  • Михаил Иванюшин
  • 8 мая 2006 г.
  • 5368
Adobe InDesign иногда преподносит сюрпризы. Анализ ошибок и поиск способов обойти ограничения помогают лучше освоить программу.

Картинка отключает выравнивание

При переносе вёрстки одного периодического издания с QuarkXPress на InDesign (оба пакета работали под Windows) вскрылась занятная проблема. Известно, что в QuarkXPress нельзя задать обтекание для группы элементов, а в InDesign можно. Но кто бы мог подумать, что взаимодействие с текстом будет зависеть от свойств элементов, входящих в группу!

В InDesign открывается файл QXD, обновляются иллюстрации и размещается новый текст, в боксах он выравнивается по формату (Justify). Исходно каждая картинка — это сгруппированные текстовые и графические боксы, ширина иллюстрации меньше ширины текстового бокса. Параметры обтекания со всех сторон заданы для самого большого бокса группы, в данном случае — рамка толщиной 0,5 пт. Такой вариант обтекания в InDesign называется Wrap around bounding box (Обтекание по границам фрейма), но из-за того, что во фрейм помещалась группа объектов, в палитре Text Wrap становилась активной пиктограмма No text wrap (Нет обтекания текстом), хотя обтекание было. Причина будет объяснена ниже. Поскольку в этой палитре есть опция Jump object (Обойти объект), для которой достаточно задать только отступ сверху и снизу, имело смысл ею воспользоваться, т. к. она лучше подходила для оформления издания. Белой стрелкой в группе была выбрана рамка, в палитре Text Wrap стала активной опция Wrap around bounding, и высветились параметры, установленные в XPress. Именно это обусловило то, что картинка выталкивала текст. Для рамки теперь выбрано No text wrap, чёрной стрелкой выбрана вся группа, и ей назначен Jump object с отступом сверху 0, а внизу — 8 пт (предполагалось, что рисунок будет в верхней части текстового фрейма). Неожиданно обнаружилось, что после выравнивания по центру и верхним границам иллюстрации и текстового фрейма нижняя строка текста оторвалась от его нижней границы, т. е. параметр Justify не действовал. В окне параметров текстового фрейма Text Frame Options на вкладке General в информационном блоке Vertical Justification поле Align пустое! Чтобы там появилось слово «Justify», а текст выровнялся по низу фрейма, надо дать ненулевой отступ сверху (достаточно 0,5 мм). Есть и другой способ — изменить свойства обтекания самого большого фрейма группы: в нашем случае для рамки выбрать не No text wrap, а Jump object.

Палитра обтекания иллюстрации текстом Text Wrap.
А — пиктограммы выбора вариантов обтекания:
No text wrap, Wrap around bounding box, Wrap around object shape, Jump object (она активна), Jump to next column

Исследование влияния параметров группы на выравнивание текста показало, что это не единственный случай пропажи параметра Justify. При выборе других опций обтекания программа включает вид выравнивания текста Top. Если надо, чтобы положение строк текста не изменялось при размещении иллюстрации в текстовой полосе, используйте привязку к модульной сетке или сделайте интерлиньяж кратным высоте текстового фрейма.

Ограничения шага модульной сетки

Была задача сделать плакат 2500х1160 мм, готовый макет — разложить на листы формата А3. Решили для контроля попадания букв на границы листов нарисовать сетку документа с шагом 420 и 297 мм (он задаётся в окне Preferences, закладка Grids, информационный блок Document Grid). Не тут-то было! Оказывается, есть ограничение на шаг сетки — не более 352,778 мм, что соответствует 1000 пт. Пришлось рисовать линии вручную — пригодилась возможность программы задавать координаты этих линий с клавиатуры.

Таблица в кривые

InDesign прекрасно делает любые таблицы, но, поскольку иногда приходится завёрстывать их как иллюстрации в QuarkXPress, надо превращать текст в кривые. Можно сохранить таблицу как EPS-файл, открыть в Illustrator и перевести текст в кривые. Но есть способ не покидать InDesign CS2. Сочетание клавиш преобразует текст в кривые. К сожалению, здесь реализован отличный от Illustrator алгоритм преобразования. Если выделить фрейм с таблицей, нажатие клавиш создаст контуры текста в таблице и табличной сетки. Если выбрать только текст таблицы, то же действие превратит буквы в кривые… с потерей выравнивания разрядов. Сочетание клавиш независимо от того, что выбрано — фрейм с таблицей или текст в таблице, — преобразует всё в кривые, сохраняя таблицу.Есть ещё один способ преобразования таблицы в кривые без использования сочетаний клавиш. В мастере на свободном месте вне пределов текстовой полосы нарисуйте бесцветный прямоугольник с толщиной контура 0 пт. Назначьте ему прозрачность 50% (, Opacity). Если всё сделано верно, мастер и страницы на его основе должны выглядеть как шахматная доска. Далее выполните Edit l Transparence Flattener Presets: New и создайте новую установку обработки прозрачностей c такими параметрами: Raster/Vector Balance = 100%, Line Art and Text Resolution = 300 ppi, Gradient and Mesh Resolution = 150 ppi, установив галочки в ячейках Convert All Text to Outlines и Convert All Strokes to Outlines.

Всё готово для преобразования таблицы в кривые: командой File l Export выберите сохранение в EPS-файл, на вкладке General в строке Embed Fonts выберите None (зачем внедрять в файл шрифты, если всё будет преобразовано в кривые!), остальные параметры в зависимости от того, что сохраняете. На вкладке Advanced в блоке Transparency Flattener выберите созданную настройку обработки прозрачностей. Полученный EPS-файл будет содержать кривые таблицы. Способ применим, если надо сохранить в виде кривых любые страницы вёрстки.

Искажение мастер-страницы

Досадную ошибку зафиксировали при вёрстке книги на РС в InDesign CS2 (версия 4.0.2). Специфика издания такова, что новый материал добавлялся в вёрстку не целиком, а постранично, и вдруг стало ясно, что в программе произошёл сбой: текст из полосы повторился в мастер-странице. Ошибка оказалась устойчивой, и понадобилось немного времени, чтобы сделать тест для проверки правильности работы программы на разных машинах.

Итак, параметры страницы: Width = 210 мм, Height = 297 мм, Facing Pages — On, Master Text Frame — On, Number of Columns = 1, Top = Bottom = Inside = Outside = 10 мм.

Создать документ, в котором больше 80 страниц; перейти на 71-ю страницу, выбрать текстовый файл, объём которого занимает несколько страниц. Вставить текст только на эту страницу. Теперь он появляется на всех полосах, сверху, снизу и в мастере.

Перетекание текста из вёрстки в мастер-страницу:
1 — страница вёрстки, синяя линия идёт вверх к мастер-странице;
2 — мастер-страница, на которой разместился текст из вёрстки
Ошибка появляется и в других примерах, а вот способ её обойти пока найден только один: перед размещением в первом текстовом фрейме текста нажать клавишу , чтобы за один раз разместить весь материал. Остаётся надеяться, что в будущем ошибка будет исправлена.

Об авторе: Михаил Иванюшин (ivanyushin@yandex.ru), ведущий рубрики «Вёрстка: идеи, советы, приёмы».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Тире без отступа

Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?

RGB-workflow в печати: почему «цифра», а не традиционный офсет

У дизайнеров есть мечта: получать в печати на бумаге нечто близкое по насыщенности к RGB-охватам, нежели тот маленький цветовой охват, что традиционно позволяют получить печатные краски европейской, да и любой другой триады CMYK.

Иллюстрируем мобильно

Приложения векторной графики для графического планшета Apple iPad почти готовы стать настоящими рабочими инструментами для профессионалов, ценящих мобильность. Предлагаем вам первую часть обзора таких приложений.

Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

Лак и фольгирование со скоростью «цифры»

Подготовка макетов для цифрового облагораживания: выборочного УФ-лакирования и фольгирования.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 110