101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Готовим этикеточную премьеру

  • Игорь Терентьев
  • 3 апреля 2006 г.
  • 4594
Получили первый заказ на этикетку? Пора выбирать запечатываемые материалы.

Даже опытные актёры, пробующие себя в новом жанре, чувствуют волнение и неуверенность — не все проверенные приёмы годятся. Нужно тщательно разобраться с требованиями к актёрской игре, понять ожидания зрителей, не ошибиться в мизансценах. То же относится к дизайнерам и типографиям, впервые приступающим к работе над этикеткой. Нюансов множество — от потребностей заказчика и особенностей психологии целевой группы до выбора запечатываемого материала. Статья поможет избежать ошибок при выборе этикеточной бумаги или плёнки.

Изучаем сценарий

С чего начать? При выборе материала учитывайте особенности продукта, технологии этикетирования, способы печати и послепечатной обработки, дизайн. Последовательность типичная. Как ни банально, но ключ к успеху — коммуникация со всей цепочкой исполнителей. Массовые продукты выпускаются годами и упаковываются на высокопроизводительных линиях. Сперва уточните у заказчика, где и как будет проходить этикетирование. Если это уже известно, попросите список марок бумаги, одобренных этикетировщиками, — сэкономите время и нервы. Как правило, именно типография подстраивается под требования упаковщиков, а не наоборот. Если заказчиком выступает крупная международная компания, задача упрощается — вам дадут список одобренных материалов, которые допускаются для печати этикетки, и вашего мнения, скорее всего, не спросят…

Кастинг

Всё бывает в первый раз — вам могут предложить самостоятельно подобрать «актёров»: сделать выбор на основе данных об этикетируемом продукте. Чем больше информации даст заказчик, тем проще первоначальная задача — работайте методом исключения, отсекая неподходящие группы материалов.

Изучите конечный продукт. Простые примеры: самая доступная по цене этикеточная невлагостойкая бумага обычно используется для кондитерских изделий и т. п. Для этикетирования пива в возвратной таре подходит влагостойкая одностороннего мелования или металлизированная этикеточная бумага. Для шампуней, косметики и других продуктов в пластиковых бутылочках — самоклейка (бумага или плёнка). В супермаркетах в ходу термоэтикетка — здесь не обойтись без самоклеящейся термобумаги. Для дорогого, выдержанного вина чаще также используют самоклейку — тиражи невелики для высокопроизводительных линий, а элитность продукта подчёркивают фактурой и цветом бумаги.

Для выбора материала важен способ этикетирования: влажное — когда клей наносится в процессе, сухое — обязателен самоклеящийся материал. В последнем случае, если этикетки наклеивают вручную, выбор шире — автоматика быстрее, но «капризнее» человеческих рук.

Амплуа

Чтобы осознанно выбирать материал, систематизируйте знания о существующих видах — как актёров для удобства классифицируют по амплуа: герой-любовник, злодей, инженю и т. д.

Бумага с односторонним мелованием (one-side coated, 1SC) — самая массовая, классическая этикеточная бумага. Помимо традиционных характеристик (белизна, масса 1 м?, гладкость), влагостойкость (да или нет) и щёлочестойкость (в т. ч. щёлочерастворимые марки).

Невлагостойкая этикеточная бумага применяется для этикеток и обёрток при отсутствии влаги и нормальной температуре (консервы, пластиковая упаковка, шоколад, конфеты, мягкие сигаретные пачки); влаго- и щёлочестойкая — для возвратных бутылок (пиво, минеральная вода, безалкогольные прохладительные и крепкие спиртные напитки, соки, вино). Во время смывки этикетки должны быстро и полностью отделяться от бутылок, не распадаясь на части и не засоряя щёлочные ванны. Стойкость к влаге и щёлочам важна для предприятий, работающих с собственной возвратной тарой.

На этапах наклейки или этикетирования важна структура оборотной, незапечатываемой стороны этикеточной бумаги: глянец и шероховатость.

Мелованная бумага может отличаться количеством слоёв и типом мелования: машинное (machine-coated) или литое (cast-coated). Последняя — наиболее качественная и дорогая, для дорогих спиртных напитков (вино, шампанское, водка, коньяк, виски, элитные продукты), высокоглянцевая поверхность и высокая степень белизны подчеркивают качество товара.

Металлизированная этикеточная бумага дороже, обычно изготавливается на основе влаго- и щёлочестойкой 1SC способом прямой металлизации или ламинирования (редко). К бумаге, применяемой в качестве основы, особые требования: высокая устойчивость к линейной деформации; 65–83 г/м?. Толщина алюминиевого слоя 20–60 нм (0,08–0,1 г/м?). Ассортимент металлизированной этикеточной бумаги — серебряная или золотая. Последняя менее востребована, поскольку при равной цене ограничивает манёвр типографий — «серебро» превращается в «золото» обычным лакированием, а обратное уже невозможно. Помимо гладкой, обычно есть бумага с тиснением «лён» (в т. ч. неметаллизированная). В 2003 г. Alupa поставляла в Россию металлизированную бумагу Logolux с заказным рисунком («водяным знаком») — элементом защиты воды «Новотерская».

Надёжнее защита и выше цена у голографической этикеточной бумаги. При дизайне и спуске полос учитывайте, что из-за особенностей технологии производства голографический рисунок расположен полосами, отделёнными тонкими линиями.

Ассортимент самоклеящейся этикеточной бумаги очень широк, можно подобрать подходящий материал для любой экзотики. Самая массовая самоклейка — глянцевая, белая. Существуют металлизированная, голографическая, гладкая и с тиснением, цветная, синтетическая бумага и плёнки. Помимо свойств основы, важен клей. Постоянный предназначен для однократного этикетирования — снять этикетку, не разрушая её, уже нельзя. Съёмный — для этикеток, которые надо удалить, не оставляя следов на поверхности. Полупостоянный позволяет в течение определённого срока снять этикетку и наклеить снова.

Важно: зная тип этикетирования, вы практически однозначно определяете способ печати и вид материала – листовой или рулонный. При ручном этикетировании заказ пойдёт на листовой офсет. Обязательно учитывайте, что на подложке листовой самоклейки всегда есть параллельные насечки через равные промежутки. Необходимо разместить этикетки на листе так, чтобы в пределах областей этикеток всегда проходила хоть одна насечка – иначе снимать этикетки с листа очень трудно. В автоматизированные линии «заряжаются» рулоны, поэтому заказ можно выполнить либо на флексомашинах, либо на узкорулонных офсетных. Насечек на обороте рулонной самоклейки нет. Набирают популярность рулонные самоклеящиеся материалы с фактурами, аналогичные дизайнерским коллекциям. Обычно они предлагаются с клеевым слоем, оптимизированным для этикетирования вин.

Термобумага, как правило, используется в самоклеящихся вариантах. Термоэтикетки особо востребованы в супермаркетах, где требуется быстро и недорого нанести часто меняющуюся информацию на товары: цену, вес, срок годности. Дизайн определяется типами весов со встроенными термопринтерами. Учитывайте и свойства поверхности: для нормального воспроизведения переменных данных не забывайте об ограничениях на максимальную плотность запечатки.

Плёнка всё чаще применяется для этикеток-бандеролей прохладительных напитков, в самоклеящемся исполнении — этикеток алкогольных напитков, косметики и моющих средств. Термоусадочная плёнка популярна в оформлении разнообразных бутылочек — от молочных продуктов и соков до слабоалкогольных коктейлей.

В результате эксклюзивных проектов на свет рождаются этикетки из, казалось бы, совсем неподходящих материалов — бумаги из дизайнерских коллекций, тканей, фольги. Такие проекты требуют особого внимания и невозможны без тесного сотрудничества всех сторон — заказчика, дизайнера, типографии и упаковщиков.

Декорации

Любителей театральных действий (особенно мюзиклов) радуют усложняющиеся и многофункциональные декорации. Современные технологии позволяют буквально на глазах менять сцену до неузнаваемости. Полиграфия тоже не стоит на месте: традиционные способы печати этикеток — офсетный, глубокий, высокий и флексографский — понемногу теснят цифровые, без создания вещественной формы. И каждый ограничивает выбор материала.

Уточните, с какими материалами типография имеет опыт работы. С новым без печатной пробы не обойтись, а это дополнительные деньги и время. Не будем углубляться в требования традиционных технологий печати, поговорим подробнее о цифровых. Их преимущества: оперативность, экономичность малых тиражей и печать переменных данных.

Самая простая альтернатива (для сувенирной продукции в единичных экземплярах) — цветные лазерные и струйные принтеры. Годятся любые предназначенные для этих технологий виды бумаги и плёнки. Разумеется, ни о каких дополнительных смесевых цветах речи нет — возможна только их имитация с различной степенью точности. А вырезать и наклеивать придётся вручную. Чуть облегчит жизнь самоклейка офисных форматов с готовой высечкой (ассортимент достаточный).

Более серьёзный вариант — ориентированные на рынок этикетки электрографические промышленные ЦПМ HP Indigo с рулонной подачей, печатающие практически на всех материалах, подходящих для традиционных способов. Для прочного закрепления краски на невпитывающих поверхностях есть специальный спрей. Немалый плюс — белила и смесевые краски. Для ЦПМ Kodak Nexpress и Xeikon уже разработаны модули лакирования в линию. Современные электрографические ЦПМ по качеству печати почти не уступают офсету. В процессе печати на электрографических ЦПМ материал обычно нагревается до 150 и даже 200 °С, поэтому некоторые виды бумаги со специальным покрытием или нетермостойкие плёнки не подойдут. Впрочем, Xeikon анонсировал печать с УФ-закрепляемым тонером, хотя промышленных систем на рынке пока нет.

Веские притязания на рынок этикетки и у разработчиков струйной ЦПМ AGFA Dotrix The Dot Factory. Машина печатает УФ-закрепляемыми чернилами и также практически «всеядна».

Умножают потенциал рулонных ЦПМ модули высечки и тиснения в линию. Есть и примеры использования цифровых модулей печати в узкорулонных флексографских и офсетных машинах.

Интересная альтернатива — выпуск этикеток на широкоформатных струйных принтерах с функциями резки либо в сочетании с режущими плоттерами. На выходе получите готовые вырезанные этикетки. Ограничения по запечатываемым материалам определяются особенностями струйной технологии обычными чернилами — хорошее качество достигается только на материалах со спецпокрытием (как правило, самоклеящихся). Возможности нанести белила и смесевые краски нет.

Занавес

Разумеется, каждый проект уникален. Опытные специалисты настоятельно рекомендуют сделать пробу по всей технологической цепочке — от печати до этикетирования. Это даст полную гарантию успеха. Но чем тщательнее вы отрепетируете собственную роль, тем короче и дешевле окажется путь до тиража. А аплодисменты и цветы не потребуются — вполне достаточно вовремя оплаченного заказчиком счёта.


Этикеточный триколор

Российский ГОСТ 7625-86 на этикеточную бумагу определяет всего три марки.

«М» — высший и первый сорта одностороннего мелования для печати высококачественных многокрасочных этикеток офсетом с последующей отделкой поверхности (лакирование, тиснение и др.).

«А» — высший и первый сорта (каландрированная) для печати офсетом многокрасочных этикеток с последующей отделкой (лакирование, бронзирование, высечка).

«В» — первый сорт односторонней гладкости для печати несложной этикеточной продукции без наложения красок высоким или флексографским способами.


Изучите этикет

Оформление и производство этикеток регламентируется двумя общими нормативными документами: ОСТ 29.1-2001«Этикетки, отпечатанные способами офсетной и флексографской печати» и ТУ9571-016-11624078-97«Этикетки, контрэтикетки и кольеретки для бутылок с пищевыми жидкостями».

Согласно ОСТ, на этикетках необходимо указывать сведения о предприятии-изготовителе: название, город, номер заказа, тираж.

Типы этикеток по ТУ9571-016-11624078-97

ОСТ регламентирует и особенности оформления этикеток, напечатанных флексографским способом: кегль шрифтов не менее 4 пунктов (кроме микротекста для защиты этикетки); толщина линий штриховых оригиналов при печати этикеток флексографским способом — не меньше 0,08 мм; расстояние между элементами рисунка и текста на оригинале — не менее 0,75 мм.

ТУ-97 устанавливает основные типы, размеры, формы этикеток.

Типов три: I, II, III. Этикетки типов I и II допускается изготавливать с закруглёнными краями радиусом 6–10 мм. Для кольереток предусмотрено четыре типа оформления: I, II, III, IV. Размеры этикеток, кольереток и контрэтикеток должны соответствовать данным из ТУ.

Специализированные стандарты описывают требования к определённым видам этикеток. В них могут содержаться требования по выбору материалов для этикеток. Примеры:

ГОСТ Р 51294.10-2002 (ИСО 15394-2000) Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Общие требования к символам линейного штрихового кода и двумерным символам на этикетках для отгрузки, транспортирования и приёмки.

ГОСТ Р 51956-2002 Этикетки и декларации экологические. Экологические декларации типа III.

ГОСТ Р ИСО 15223-2002 Медицинские изделия. Символы, применяемые при маркировании на медицинских изделиях, этикетках и в сопроводительной документации.


По теме

Publish

Терентьев И. Не всё то золото… (1998, ? 5–6);

Терентьев И. Спрос рождает предложение: этикеточная бумага (1999, ? 4);

Демьянова Е. Этикеткология для начинающих (2003, ? 2);

Терентьев И. 1SC (2003, ? 2);

Терентьев И. Магия термобумаги (2003, ? 8).

«ФСП»

Генуарио Л. Фармацевтическая этикетка (2004, ? 1);

Уайт К. Послание на бутылке (2004, ? 1);

Генуарио Л. Плёнки специального назначения (2004, ? 2);

Генуарио Л. Термоусадочные плёнки (2005, ? 1).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Оно само. Или нет?

В прошлом номере журнала часть полос должна была быть отпечатана на специализированной книжной бумаге KomiStory. Но что-то пошло не так…

Исторический номер

Логично было бы сделать номер с темой «Книжная печать» на подходящей бумаге — мы так и сделали.

Дорогой друг дизайнера

Области применения дизайнерской бумаги, тенденции, новинки и перспективы рынка.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105