101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Читайте мелкий шрифт!

  • Анна Шмелева
  • 3 апреля 2006 г.
  • 36315
Пресловутый «мелкий шрифт» от всей души ненавидит огромная армия читателей, но он вездесущ — издатели его просто обожают.

Невыразительные примечания, убийственные для глаза сноски, разбираемые только с лупой инструкции и даже книги из серии «А что бы вы хотели за такие деньги» — всё это он, наш герой. Кто-то печально мириться с неизбежностью, но для профессионала мелкий шрифт — вполне решаемая типографическая задача, хотя и не из приятных. Умение справиться с ним — признак грамотности и профессионализма дизайнера.

Само выражение «мелкий шрифт» условно, потому и взято в кавычки. Технически кегль (размер) характеристикой шрифта не является, но с точки зрения дизайна каждый шрифт всё же имеет оптимальный диапазон кеглей, в котором лучше читается. Любимый размер шрифта Октава восьмой, это ясно из его названия (различимость ухудшается в кеглях менее 6-7, а в кеглях более 12 гарнитура кажется грубоватой). Большинство текстовых гарнитур (Балтика, Литературная, Петербург, Баскервиль и Кэзлон) во всех воплощениях, Штемпель Гарамон и другие близкие к первоисточнику версии Гарамона, конечно же, Таймс разработаны для стандартных книжных кеглей 10-12. Своеобразный текстовый шрифт Академическая имеет вычурный рисунок и очень мелкое очко, вследствие чего в 12 кегле смотрится, как Таймс в 10, а в 10 и меньших превращается в неудобочитаемый бисер. Не менее оригинальный Сентор (в кириллической версии Венециан 301) также предпочитает несколько увеличенный кегль, ведь это истинная венецианская антиква, довольно точно воспроизводящая черты шрифта Николая Йенсона, созданного в 1470 г., а тогда книги набирались более крупным шрифтом.

Полюбившаяся всем в последние годы ITC Официна идеальна в 10 кегле и резко (особенно ITC Официна Сериф) теряет читаемость при уменьшении до 7-8. Но уменьшать и смысла нет, Официна и так экономит до трети текстового пространства.

ITC Чартерредкий пример универсального шрифта. Он выдерживает сильное уменьшение и неплохо смотрится в крупных кеглях, даже в заголовках.

Разработанная по мотивам шрифтов пишущих машинок группа во главе с Курьером наилучшим образом выглядит в 12 кегле, а некоторые прекрасно читаются в 10 и даже мельче. Но ведь таких машинок в нашей стране практически не было, стандартом считался шрифт 12 кегля, а издательства принимали только так отпечатанные рукописи. И вот результат: глаз привык к определённому размеру машинописного шрифта. Вроде бы, сейчас ничто не мешает распечатать Ятрань любым кеглем (хоть 13,5), но читатель, особенно старшего поколения, обязательно почувствует дискомфорт

Все рукописные шрифты (каллиграфические и свободные) лучше распечатывать в соответствии с размером букв, написанных от руки (14-18 пунктов). В мелких кеглях будет казаться, что текст писал какой-то гномик, да и прочесть окажется непросто.

Как выбирать

\
\ Рис. 1. Верставший инструкцию, вероятно, вообще не представлял, в каком масштабе она будет воспроизведена. О низкой квалификации верстальщика свидетельствуют искажённые при вёрстке пропорции шрифта и ошибка в употреблении кавычек (Все примеры вёрстки даны в натуральную величину. Прим. автора.) \

Далеко не все шрифты, даже текстовые, терпят уменьшение до 6-7, тем паче меньших кеглей. Но если одни (Академическая, Бодони) протестуют категорически, то другие (Банниковская, ITC Гарамон) переносят относительно неплохо. Задача решается простым перелистыванием каталога и подбором. Опытные верстальщики знают и некоторые полезные закономерности. Интуитивно понятно, что кандидат на роль мелкого шрифта должен обладать определёнными характеристиками.

В докладе британского типографа Марка Барретта на конференции ATypI в Хельсинки в сентябре 2005 г. приводятся следующие правила построения или подбора шрифта для использования в мелком кегле:

  1. Рисунок шрифта должен быть простым, ясным и привычным. Революционные формы и дизайнерские изыски неуместны.
  2. Шрифт должен обладать увеличенным очком строчных знаков и широкими пропорциями.
  3. Контрастность относительно слабая, приблизительно 3/4.
  4. Открытые формы предпочтительнее закрытых.
  5. Засечек либо вовсе нет, либо следует их «усилить», придав простую и даже грубоватую форму. Шрифт вообще не должен иметь деталей, исчезающих при уменьшении.

\

\
\ Рис. 2. Пример профессионального обращения с мелким шрифтом визитка участника конференции ATypI \

ITC Гарамон, например, отличается от канонических версий Гарамона сильно изменёнными пропорциями: у него очень крупное очко и уменьшенные, кургузые выносные элементы. Не лучший шрифт для вёрстки книг, но успешно применяется в технических целях в 6-7 кегле. Крупное очко и достаточно широкие пропорции имеет Битстрим Купер, а ITC Официна Санс, хоть и представляет собой гротеск с крупным очком, не допускает сильного уменьшения, поскольку очень узок. Ещё хуже переносит уменьшение ITC Официна Сериф, этому препятствуют и массивные брусковые засечки. Сентор (Венециан 301) мешает работать в мелком кегле другое шрифт слишком светлый, торжественный (кстати, его полужирное и жирное начертания лучше подходят для обычного книжного набора, чем нормальное). Недопустимо использовать в мелком кегле антикву нового стиля. Тонкие горизонтальные элементы Дидона и любых версий Бодони буквально начнут пропадать, шрифт станет не просто неудобочитаем, а прямо-таки неразличим. На этом фоне неожиданно выигрышно выглядит в мелком кегле гарнитура Банниковская. Созданный в 1946-51 гг. дизайнером Галиной Банниковой изящный книжный шрифт справляется со сложной задачей за счёт точно выверенного, пронзительного рисунка.

\
\ Приводим упоминаемые в статье основные шрифты, набранные 12 кеглем. Пробное слово ничего не значит, но содержит ключевые буквы шрифта в ключевом порядке. Даже этот скромный пример упражнение для глаз, дабы сравнить читаемость шрифтов, скажем, на расстоянии вытянутой руки или собственного роста. Одни великолепно видны, а другие теряются и исчезают. Удивительно, как по-разному они выглядят в одном и том же кегле! Выбор шрифта для мелкого текста становится очевидным. Заодно можно сравнить пропорции и экономичность шрифтов. \

Известный французский дизайнер, президент ATypI Жан-Франсуа Поршез, имеющий богатый опыт проектирования развитых шрифтовых гарнитур для газет и журналов, фактически выделяет следующее правило построения такой гарнитуры. Наряду с привычными рядами начертаний, различающихся насыщенностью и наклоном, создаётся своего рода ось акцидентности, вдоль которой начертания меняются по назначению и предпочитаемому кеглю. На такой оси можно расположить шрифты для заголовков, подзаголовков, стандартного текста и варианты для набора совсем мелкого: выходных данных, подписей к фотографиям, редакторских извинений и поправок и т. п. Акцидентность складывается из нескольких характеристик начертания, как элементарных (контрастность, пропорции), так и более сложных (характерные особенности рисунка).

\
\ Рис. 3. Распечатать шрифт очень мелким кеглем верный способ продемонстрировать его достоинства. На этих шрифтовых визитках авторы намеренно поместили гарнитуры That и Tang в экстремальные условия \

\

\
\ Рис. 4. Пример (Southhall, 2005) неоднократно воспроизводился теоретиками шрифтового дизайна. Литеры из металлического шрифта Monotype Perpetua 239 демонстрируют, как менялись рисунок и пропорции от мелкого кегля к крупному \

На рис. 4 видно, что во времена металлического набора рисунок шрифта различных кеглей действительно варьировался согласно вышеприведённым правилам. Этим лишний раз подтверждается, что новое всего лишь хорошо забытое старое.

В западноевропейской типографике, основанной на латинском алфавите, вопрос глубоко разработан. Развитые гарнитуры (а лишь они могут принести автору коммерческий успех) не только содержат текстовые и заголовочные начертания, но часто включают варианты специально для набора текста мелким кеглем. Какие шрифты латиницы лучше подходят для этой цели По Барретту: Amplitude (разработчик Font Bureau), Bell Centennial (Bitstream), Formata (Berthold), Frutiger (Linotype), Georgia (Microsoft), Griffith Gothic (Font Bureau), Gulliver (Gerard Unger), Gulliver CPA (Gerard Unger), Neue Helvetica (Linotype), Lucida Fax (Bigelow & Holmes), Lucida Sans (Bigelow and Holmes), Nimrod (Monotype), Poynter Agate (Font Bureau), Swift (Gerard Unger), Verdana (Microsoft), Vesta (Gerard Unger), Weidemann (ITC).

Жаль, что большая часть списка шрифты, не имеющие адекватных кириллических версий. Одно из приятных исключений Вердана. Созданный по заказу Microsoft одним из лучших шрифтовых дизайнеров современности Мэтью Картером шрифт формата OpenType проектировался для поддержки множества языков, включая и русский. Кириллические шрифты, даже разработанные лучшими зарубежными авторами, часто оказываются не слишком удачны и чужды российской графической традиции, но рисунок Верданы не вызывает нареканий даже у наших самых пристрастных ценителей шрифтового искусства. Широкие пропорции Верданы характерны для американских текстовых шрифтов. Да и разрабатывались шрифты Microsoft как экранные: одно это фактически, решение той же задачи гарантирует хорошую различимость в мелком кегле. Всё сказанное в равной степени относится и ко второму шрифту Мэтью Картера, выполненному для Microsoft, Георгии; хотя Вердана как гротеск всё-таки предпочтительнее. Поскольку Вердана и Георгиа есть практически в любом компьютере, работающем под Windows, можно считать, что простейшее решение для мелкого текста всегда у вас под рукой.

\
\ Рис. 5. Сравнение текстового и заголовочного начертаний шрифта, разработанного Жаном-Франсуа Поршезом для газеты The Baltimore Sun \

Рекомендации для кириллицы

Теперь попробуем составить полный список нужных нам кириллических шрифтов. Как все дизайнерские рекомендации, это мнение небесспорно но, будем надеяться, и небесполезно. Перелистав шрифтовые каталоги и держа в памяти сформулированные критерии, для набора мелким кеглем можно рекомендовать следующие кириллические гарнитуры и начертания.

Кегль 8, 7: Банниковская, Вердана, Георгиа, ITC Чартер, Битстрим Купер, ITC Гарамон, Октава, Свифт, Таймс (разные версии), Мелиор (в кириллической версии Цапф Эллиптикал 711), Белл Готик, ITC Франклин Готик (кроме узких начертаний), ФриСет, Акциденц-Гротеск (Готик 725), Синтакс (Гуманист 531), Мета, Прагматика (кроме сверхсветлых и сверхжирных начертаний), Янус.

Кегль 6, 5: Банниковская, Вердана, Георгиа, ITC Чартер, ITC Гарамон, Октава, Свифт, Мелиор, ФриСет, Синтакс, Мета, Прагматика (кроме сверхсветлых и сверхжирных начертаний).

Кегль 4, 3: Вердана, ФриСет нормальное, ФриСет полужирное, Прагматика среднее, Прагматика жирное начертания.

Правила хорошей типографики

Отметим закономерность: из развитой шрифтовой гарнитуры для мелкого текста, как правило, целесообразно выбирать полужирные и жирные начертания. А выделение фрагментов текста более жирным шрифтом в мелком кегле лучше не использовать. Желательно либо обойтись вообще без акциденции, либо применять курсив, наклонное начертание или капитель.

Кроме подбора шрифта, текст, набираемый мелким кеглем, улучшают простые правила хорошей типографики. Мелкий шрифт не прощает ошибок: неправильно выбранного интерлиньяжа, неподобающе узких или широких колонок, не говоря уж о таких неоригинальных приёмах дизайна, как красный текст на чёрном фоне или подложенные текстурки. Если в обычном тексте это просто ухудшает читаемость, то мелкий так вообще не разберёшь. Но главное, по совету мастера Барретта, с чего всегда следует начинать работу над вёрсткой мелкого текста, попытаться убедить заказчика всё-таки дать вам хоть ненамного больше пространства. Право, не лучше ли изложить информацию покороче в обмен на гарантию того, что весь текст действительно прочтут.

Впрочем, иногда заказчик сознательно прибегает к мелкому шрифту, поскольку не заинтересован в том, чтобы текст был прочитан. Легко догадаться, к каким пунктам договоров, контрактов, всевозможных обязательств и гарантий это относится. Такое требование выполнить нетрудно, достаточно знать правила вёрстки мелкого текста и поступить наоборот. Вероятно, табачным компаниям очень понравилась бы пресловутая надпись «Минздрав предупреждает», выполненная светлым узким Бодони в кегле не более 7. К счастью, здесь закон стоит на страже не только здоровья, но и правил хорошей типографики.

Об авторе: Анна Шмелёва — (anna@child.ru), независимый автор, пишет для Publish статьи о типографике.


Литература:

  1. Jean Franзois Porchez: Fonts Don't Come From Nothing. — Доклад на конференции ATypI-2005.
  2. Mark Barratt: No Room! No Room! — Доклад на конференции ATypI-2005.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105