2003.02.03, Автор: Анна Шмелева14712 прочтений

КЛАССИФИКАЦИЯ шрифтов: практика и проблемы

Теги: Типографика Publish

Одно из вечных направлений научной мысли - стремление к классификации всего и вся в окружающем мире. Не избежали этого и шрифты, хотя ...

Одно из вечных направлений научной мысли — стремление к классификации всего и вся в окружающем мире. Не избежали этого и шрифты, хотя в их классификации есть и, наверное, всегда будут неясные стороны.

Список в таблице далеко не полный: он лишь иллюстрирует, что между текстом, который автор считает готовым к публикации, и действительно готовым к ней — дистанция огромного размера.

В нашей стране общепринятой точки зрения на классификацию шрифтов нет, хотя за рубежом вопрос проработан неоднократно и серьезно. Это связано с тем, что шрифт у нас — дело на редкость некорыстное, и занимаются им в России мало. Нет профессиональной организации, которая взяла бы стандартизацию национального шрифта в свои руки. Невелико, до последнего времени, было и количество шрифтов, которыми мы пользуемся.

Советский Союз, как древний мир, не особо нуждался в многообразии шрифтов: в издании книг, газет и журналов применялся необходимый минимум. Последний действовавший в стране ГОСТ 3489.1—71 — 3489.38—72 признавал всего 37 гарнитур, а заодно включал в себя их скромную классификацию, подразделявшую все шрифты на семь разновидностей. Сейчас ее трудно воспринимать всерьез. Построенная на основе лишь отдельных графических признаков (контрастность, форма засечек и наклон округлых букв), она вызывала нарекания с точки зрения последовательности и не имела никаких ссылок на историю и стиль. В основу дальнейших теоретических работ не легла и теперь почти забыта.

Ныне классификация кириллических шрифтов складывается заново под сильным влиянием мирового опыта. Шрифтовой бизнес наших художников давно уже сделался международным: на иных условиях он бы не выжил. А западная школа шрифтоведения имеет давние богатые традиции — можно сказать, что она возникла в самый момент самоопределения шрифтового дизайна как независимой области творчества. Это происходило в XIX веке ввиду таких взаимосвязанных процессов, как промышленная революция, расцвет конкуренции и возникновение рекламы — важнейшего потребителя и заказчика разнообразных шрифтов. Почти одновременно вышли в свет первые труды как по теории шрифтового дизайна, так и по систематике имеющегося шрифтового наследия. Классификация приобрела смысл и стала востребованной. В 1924 г. в работе Франсуа Тибодо (F. Thibaudeau) Manuel fran'cais de typographie moderne были заложены принципы описания и классификации шрифтов, не утратившие значения и сегодня.

В современном шрифтовом каталоге Джеффа Левела, Брюса и Бренды Ньюмен (Jeff Level, Bruce Newman, Brenda Newman) [2] приводятся восемь наиболее значительных классификаций. Так, в англо-американо-французской типографике распространен подход Максимилиана Вокса (Vox, 1954). По Воксу, шрифты подразделяются на девять групп: Humanes (венецианская антиква), Garaldes (антиква старого стиля), R'eales (переходная антиква), Didones (антиква нового стиля), Insises (шрифты, имитирующие надписи на камне), Lin'eales (гротески), M'ecanes (брусковые шрифты), Manuaires (каллиграфические шрифты), Scriptes (рукописные). Часть этих названий составлена из имен шрифтов-характерных представителей группы: Garalds получились как гибрид GARamond и ALDus (Manutius), а Didone — от сложения имен DIDot и BodONI.

Классификация ATypI — основанной в 1957 г. Международной типографической ассоциации — почти совпадает со схемой Вокса. В качестве единственной поправки добавлена группа готических шрифтов, в разных источниках именуемая Fractura или M'edi'eves, что более точно. Близок все к той же классификации и British Standard, утвержденный в 1965 г. Британский стандарт подразделяет, как и Вокс, шрифты на девять групп, но несколько иных: Humanist, Garald, Transitional (то же, что R'eales), Didone, Lin'eale, Slab Serif (то же, что M'ecanes) и Scriptes — рукописные шрифты, о которых сложно сказать, чем они все-таки отличаются от каллиграфических. Удалив две сомнительные группы, британский стандарт вводит две столь же сомнительные новые: Graphic, которые, по определению, «скорее нарисованы от руки, чем написаны», и Glyphic, формальным признаком которых служат едва наметившиеся засечки на концах штрихов.

Таким образом, некоторые разновидности шрифтов почти не вызывают у теоретиков разногласий, другие же затруднительно отнести к конкретной группе. Устойчивой и бесспорной оказывается та часть классификации, где рассматриваются шрифты, возникшие в исторический период от зарождения книгопечатания до появления профессионального и независимого шрифтового дизайна. Шрифты тех лет всегда носят отчетливый отпечаток места и времени: например, под венецианской антиквой принято понимать работы Николая Йенсона и немногих других мастеров; под шрифтами нового стиля — Дидо и Бодони, и т. д. Спорные моменты обычно не носят принципиального характера: так, английская, американская и французская школы шрифтоведения относят Кэзлон к антиквам старого стиля, а немецкая — уже к переходным антиквам. В общей структуре классификации это нюанс, слабо влияющий на картину в целом. Все меняется, когда теоретики приступают к рассмотрению более современных шрифтов. В XX веке «генеалогическое древо» шрифта принимается пышно ветвиться; художники обращаются к наследию всех стран и времен, начинаются эксперименты и самое неожиданное смешение стилей. Создается множество т. н. historical revivals, порой весьма вольно трактующих шрифты прошлого. «Вглядываясь в старое, открываем новое», как озаглавил свой доклад в Москве один из ведущих дизайнеров шрифта Акира Кобаяси.

Историческая классификация всегда дополняется, а затем и поглощается классификацией морфологической. Но решить, какие признаки в рисунке знаков считать определяющими, бывает непросто. Облик шрифта складывается из множества незаметных порой нюансов, и совсем небольшого штриха бывает достаточно, чтобы все изменить. Считается почти очевидным, что наличие/отсутствие засечек — важнейший классификационный признак. Но есть примеры, когда шрифты по прихоти художника различались только засечками.

Германский индустриальный стандарт DIN 16518 (1964) шире охватывает историю и географию шрифта. Согласно DIN, шрифты подразделяются на три основные группы: шрифты латиницы, готические и иных алфавитов или систем письма (Non-Roman). В свою очередь, шрифты латиницы DIN рассматривает более подробно и различает: Roman, Baroque, Classical, Free Roman, Linea Roman, Block, Script. Таким образом, классификация также имеет историческую основу и морфологическое развитие.

Немного можно сказать о шрифте по отдельно взятому знаку, особенно если он — «эт коммерческое», известное также под старым названием «знак бухгалтерской суммы». В любом шрифте «эт» стоит несколько особняком, предоставляя дополнительный простор фантазии художника. Можно только предположить, что перед нами гротеск (хотя нельзя сказать даже того, открытый или закрытый), и совершенно очевидно, что автор предусмотрел для «собаки» четыре варианта насыщенности. Откроем секрет: «собачья свора» взята из каталога мексиканского художника Габриэля Мартинеса Меаве, а шрифт, и в самом деле рубленый, называется Ферра Санс.

Собственные классификации шрифтов разрабатывают крупные компании, вовлеченные в шрифтовой бизнес. В частности, очень современна и разумна классификация малоизвестной у нас фирмы Lawson.RIT, опубликованная в 1971 г. Она включает уже упомянутые исторические группы: готические (Blackletter), антиквы старого стиля (Oldstyle) с тремя подгруппами — венецианской (Venetian), французской (Aldine-French) и голландской (Dutch-English), переходную антикву (Transitional) и антикву нового стиля (Modern). Затем, уже скорее по морфологическому признаку, названы брусковые шрифты (Square-Serif) и гротески (Sans Serif). В две большие группы выделено все рукописное, каллиграфическое, курсивное (Script-Cursiv) и акцидентно-декоративное (Display-Decorative). Эту классификацию трудно критиковать — только пожелать развития. Как и в предыдущих шрифтовых системах, исторические варианты антиквы рассмотрены не в пример подробнее, чем группа гротесков. А ведь общая структура «семейства гротесков» отражает исторически сложившуюся структуру антиквенной «фамилии» и наследует аналогичные группы и подгруппы. Это становится понятным, если вспомнить, что гротески создавались на основе всех типов антиквы путем удаления засечек.

Немного можно сказать о шрифте по отдельно взятому знаку, особенно если он — «эт коммерческое», известное также под старым названием «знак бухгалтерской суммы». В любом шрифте «эт» стоит несколько особняком, предоставляя дополнительный простор фантазии художника. Можно только предположить, что перед нами гротеск (хотя нельзя сказать даже того, открытый или закрытый), и совершенно очевидно, что автор предусмотрел для «собаки» четыре варианта насыщенности. Откроем секрет: «собачья свора» взята из каталога мексиканского художника Габриэля Мартинеса Меаве, а шрифт, и в самом деле рубленый, называется Ферра Санс.

Вернемся к корпоративным классификациям шрифтов. Усложненной и запутанной выглядит классификация компании Bitstream (1986), насчитывающая аж 17 типов шрифтов. Кроме все тех же исторических групп антиквы, брусковых, гротесков и рукописных, здесь названы группы Stencil (трафаретные), Engravers (гравированные), Exotic, Non-Roman, Computer и т. д. Linotype в 1988 г. подразделяет шрифты на Old Face, Transitional, Modern Face, Slab Serif, Sans Serif, Decorative & Display, Script & Brush, Blackletter (Broken), Non-Roman, Pi. Классификация Adobe 1991 г. аналогична, но чуть подробнее. Классификация ParaType, единственная в наши дни шрифтовая система российской разработки, вероятно, скоро увидит свет вместе с новым изданием каталога этой компании. Каждая фирма, выпускающая шрифтовой каталог, как-то группирует свои шрифты и уже этим демонстрирует некую собственную их классификацию.

Разнообразие классификаций говорит о том, что исчерпывающей системы, подобной Периодической системе элементов в химии, шрифтоведы пока не построили. Независимые теоретики продолжают собственные исследования и почти ежегодно публикуют что-то новое. И все же классификации шрифтов по-прежнему носят отчетливый национальный характер. Например, в учебном пособии немецкого автора [4] показано место и происхождение текстуры, ротунды, швабахера, бастарды и фрактуры — но было бы наивно искать там, допустим, древнерусские вязь и полуустав. Автор выносит в отдельную подгруппу национальный каллиграфический шрифт (Deutsche Schreibschrift), а привычные нам варианты (в духе известного шрифта Декор, например) относит к совсем другой подгруппе и называет английским каллиграфическим шрифтом — Englische Schreibschrift.

Особого внимания требует различие терминологии в национальных классификациях. Сверив различные источники, нетрудно заметить, что брусковые шрифты по Воксу именуются M'ecanes, в англоязычной классификации — Slab Serif, а во французской — Egyptienne. Очень осторожным приходится быть с термином Gothic: в американских изданиях так может называться гротеск, а в европейских — готический шрифт. Соответственно меняется и смысл термина Antiqua — это давний антипод всего, что называется Gothic. Русского читателя может удивить, что Serifenlose Linear-Antiqua — не что иное, как немецкое название рубленого шрифта, или гротеска. В буквальном переводе термин означает «линейная, т. е. неконтрастная антиква без засечек».

Разработка шрифтовых классификаций стимулируется накоплением материала. Со времен работы Вокса и основания ATypI количество шрифтов увеличилось примерно в десять раз. Появились принципиально новые типы акцидентных шрифтов, например, «живые шрифты», содержащие в шрифтовом файле генератор псевдослучайных чисел и меняющие различные (заданные дизайнером) детали рисунка при распечатке на PostScript-принтере. Чтобы разложить богатство по полкам, создаются изощренные способы описания шрифтов по различным признакам.

Фил Бейнс и Эндрю Хэслам [1] выделяют морфологические (formal) и исторические (sources) признаки классификационных групп. В числе первых названы: construction, shape, proportions, modelling, weight, terminations, key characters, decoration. Часть этих признаков ясна и понятна: proportions очевидным образом характеризует соотношение ширины и высоты знака; weight — общепринятая насыщенность; terminations — оформление окончания штрихов, т. е. имеет ли шрифт засечки, росчерки, капли, закруглен ли конец штриха и т. д. Контрастность, оптический наклон и характер соединений штрихов входят здесь в понятие modelling. Shape — это форма линий, округлость или угловатость рисунка, открытость и закрытость знаков, а также смещение горизонтальных элементов. Construction характеризует рисунок шрифта в целом: шрифт, имитирующий трафарет, рукописный и шрифт со случайными изменениями формы (живой шрифт) — это, безусловно, разные constructions. Но этого авторам классификации оказывается мало, и они вводят простую характеристику key characters — то, как выглядят в данном шрифте один или несколько избранных знаков. Список признаков завершает decoration — а ну как на шрифт еще наложен декоративный эффект, например, тень.

Все это было бы намного понятней, если не описывать классификацию словами, а показать на примерах, особенно в случае удачного их подбора. С другой стороны, те же шрифты делятся авторами на подгруппы согласно историческим источникам (sources), в числе которых выделены каллиграфия (к которой восходят, в частности, готическое письмо и все курсивы), римское монументальное письмо, печатные источники XIX века, рисованные шрифты художников и... все остальное.

Особый раздел для «всего остального» есть практически в каждой классификации. Чаще это разделы под названием Decorative, Display, Exotic. Что-то всегда выпадает из системы. Можно ли этого избежать, хотя бы теоретически? Невольно закрадывается мысль, что здесь не промах систематики, а объективное следствие того, что шрифт — плод творчества. Поддается ли вообще творчество классификации? Так ли существенно, к какой именно подгруппе относятся, скажем, гарнитура Лазурского или Академическая? Ведь нам, по сути, важно другое: уместность шрифта в нашей работе, настроение, им создаваемое, цепочка сложных ассоциаций, которые он рождает в читателе. Собственно, нам и классификация-то нужна, чтобы лучше понять и объяснить свойства шрифта. Но это значит, что из важнейших потребительских свойств и нужно исходить в его систематике.

Канадский поэт, типограф и теоретик типографики Роберт Брингхерст (Robert Brunghurst), книга которого на русском языке готовится к печати издательством Дмитрия Аронова, основывает собственную классификацию прежде всего на истории искусств. Классификация Брингхерста очень масштабна и охватывает все мировые системы письма, хотя наиболее разработанная и подробная глава относится, конечно же, к шрифтам латиницы. Брингхерст по примеру биологии делит шрифты на типы, классы, отряды, роды и семейства. В отряд антиквенных, по Брингхерсту, входят семейства протоантиквы, гуманистической антиквы, антиквы стилей маньеризма, барокко, неоклассицизма, романтизма, реализма, ар нуво, экспрессионизма, геометрического модернизма (конструктивизма), лирического модернизма, лирического постмодернизма. В последние подгруппы входят современные интерпретации самых различных исторических шрифтовых образцов. При всей разветвленности этой системы она все равно содержит некоторые спорные моменты: гротески и брусковые шрифты у Брингхерста оказываются в одной подгруппе, хотя они далеки по морфологическому признаку.

Что ж, если мы запутаемся совсем, то ограничимся системой описания шрифтов PANOSE. Она ведь тоже подразделяет шрифты: на обыкновенные текстовые и заголовочные, рукописные и декоративные. Схема предназначена для компьютера и потому непротиворечива. Учтем набор ключевых характеристик (допустим, десять, как это принято в настоящее время) и уже можно рассчитывать на то, что присланный издалека документ не рассыплется из-за отсутствия необходимых шрифтов в системе. Акробат подберет другие… PANOSE-характеристики содержатся внутри самого шрифтового файла, как паспорт, который в нынешние времена лучше носить с собой. p

Об авторе: Анна Шмелева (anna@child.ru) — независимый автор, пишет статьи о шрифтах и типографике.


Классификация наборных шрифтов
  1. SERIF / АНТИКВА
    1. Old Style / Антиква старого стиля
      1. Venetian / Венецианская антиква
      2. Garald / Итальянско-французская антиква
      3. Dutch / Голландская антиква
      4. English / Английская антиква
      5. Variation / Современные вариации
    2. Transitional /Антиква переходного стиля
      1. Baroque / Антиква барокко
      2. Variation / Современные вариации
    3. Modern / Антиква нового стиля
      1. Neoclassical / Классицистическая антиква
      2. Scotch / Англо-шотландская антиква
      3. Variation / Современные вариации
    4. Slab Serif / Брусковые шрифты
      1. Egyptian / Египетские
      2. Geometric / Геометрические
      3. Humanist / Гуманистические
      4. Clarendon & Legibility / Кларендон
      5. Italian / Итальянские
  2. SANS SERIF / ГРОТЕСКИ
    1. Grotesque / Старые гротески
    2. Neo-Grotesque / Новые гротески
    3. Geometric Sans / Геометрические гротески
    4. Humanist Sans / Гуманистические гротески
    5. Other / Прочие гротески
  3. DECORATIVE & DISPLAY / АКЦИДЕНТНЫЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ ШРИФТЫ
    1. Art Nouveau / Стиля модерн
    2. Art Deco / Стиля Ар Деко
    3. Op Art / Стиля oп-арт — сер. XX в.
    4. Latin / Латинские
    5. Glyphic / С едва наметившимися засечками
    6. Stencil / Трафаретные
    7. Typewriter & Monowide / Машинописные и моноширинные
    8. Computer & Display / Компьютерные и экранные
    9. 3-Dimention & Contour / Трехмерные и контурные
    10. Texture / Фактурные
    11. Experimental / Экспериментальные
    12. Other / Прочие
  4. SCRIPT / РУКОПИСНЫЕ ШРИФТЫ
    1. Formal pen / Ширококонечное перо
    2. Spencerian / Остроконечное перо
    3. Brush / Ширококонечная и остроконечная кисть
    4. Monoline / Монолинейные
    5. Hand / Имитации почерка
    6. Other / Прочие
  5. BLACK LETTER / ГОТИЧЕСКИЕ ШРИФТЫ
    1. Textura Текстура
    2. Schwabacher / Швабахер
    3. Rotunda / Ротунда
    4. Fraktur / Фрактура
    5. Other / Прочие
  6. OLD SLAVONIAN / СТАРОСЛАВЯНСКИЕ ШРИФТЫ
    1. Ustav / Устав
    2. Half-Ustav / Полуустав
    3. Skoropis’ / Скоропись
    4. Vyaz’ / Вязь
    5. Other / Прочие
  7. NON ALPHABETIC & SYMBOL /НЕАЛФАВИТНЫЕ И СИМВОЛЬНЫЕ ШРИФТЫ
    1. Astronomy & Astrology / Астрономические и астрологические знаки
    2. Cartography & Tourism / Картографические и туристические знаки
    3. Commercial & Business Pi / Знаки бизнеса и валют
    4. Keyboard / Клавиатурные символы
    5. Mathematics / Математические символы
    6. Music / Нотные знаки
    7. Ornaments & Borders / Орнаменты и бордюры
    8. Phonetic / Фонетические и лингвистические знаки
    9. Picture / Политипажи
    10. Sport / Спортивные пиктограммы
    11. Technical Pi / Технические знаки
    12. Other non alphabetic symbols / Прочие неалфавитные знаки

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus