101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Рецепты послепечати для рекламной полиграфии

  • Игорь Терентьев
  • 3 декабря 2002 г.
  • 8220
Особенности подбора оборудования и организации послепечатного производства, ориентированного на рекламную продукцию, на примере московских типографий «Альфа Дизайн» и «Линия График».

Рекламная полиграфия как сектор рынка началась в России с 90-х гг. Характерные для рекламной продукции высочайшие требования к качеству печати и отделки, а также широчайший ассортимент изделий существенно ограничивали круг типографий, располагавших техническими возможностями побороться за подобные заказы. Поэтому сектор оказался привлекательным для новорожденных частных типографий, сумевших оценить огромные перспективы роста в условиях слабой конкуренции.

Среди первопроходцев рекламной полиграфии были компании «Альфа Дизайн» и «Линия График». На взгляд автора, помимо высокой квалификации персонала и современной печатной техники, успеху типографий способствовали правильный подбор оборудования и организация послепечатного производства — ведь при изготовлении рекламной продукции применяются почти все известные способы послепечатной обработки.

«Альфа Дизайн»

История типографии «Альфа Дизайн» начинается с 1994 г., когда кроме печатной машины формата А3 здесь было лишь резальное оборудование, ручной тигельный пресс, фальцовка в 2 сгиба и листоподборка формата А4. До начала печати полноцветных работ основной продукцией были визитки и бланки.

Дмитрий Лаврик считает, что автоматизация фальцевальных операций должна выполняться в первую очередь. Машина LBW Multi Effect Electronik 5056 B-EF позволяет использовать до трех бигующих и трех перфорирующих ножей.
Как рассказал директор типографии Дмитрий Лаврик, уже тогда было принято стратегическое решение: дальнейшее развитие печати и послепечатной обработки ориентировать на формат А2 (В2+).

Первой «серьезной послепечаткой» стала трехсекционная кассетная фальцмашина LBW, позволяющая выполнять до 24 сгибов. Как следствие — существенное увеличение потенциала по выпуску рекламных брошюр.

Заказать в Москве золочение обрезов для небольшого тиража ежедневников или эксклюзивных книг непросто… В «Альфа Дизайн» для этого есть скромный станочек Ochsner FL2000.
В 1996 г. «Альфа Дизайн» приобрела небольшой позолотный пресс Ochsner FL2000, выполняющий редкую по нынешним временам операцию золочения обрезов книг. Среди клиентов, желающих «озолотиться», немало типографий.

Когда в 1997 г. была установлена новая печатная машина формата B2+, появилась острая необходимость расширения послепечатных мощностей. С покупкой ВШРА Hans Muller JVG и отечественного мини-биндера БПП-500 были практически полностью решены задачи производства брошюр и каталогов с различными видами скрепления.

Еще один приоритетный для «Альфа Дизайн» сектор — производство изданий в переплете. Для этого здесь установлено две ниткошвейные машины и новое оборудование от итальянской компании Zechini gra-for: приклеечная машина; аппарат для каландрирования и загибки клапанов и папок; рубрикатор. Дмитрий очень доволен этой техникой, надежной и простой в обслуживании.

Хотя для перестройки ВШРА Hans Muller JVG на новый заказ может потребоваться довольно значительное время, его высокая производительность (до 5 тыс. брошюр в час) с легкостью перекрывает печатные возможности типографии.
Как и положено типографии, ориентирующейся на самых требовательных заказчиков рекламного сектора, в «Альфа Дизайн» освоили производство эксклюзивной упаковки и материалов для оформления пунктов продаж (с помощью разнообразных штанцевальных машин и ламинаторов). Лакирование чаще всего выполняется трафаретным способом. Освоен и выпуск корпоративных календарей (переплет металлическими пружинами JBI OEPC/340 и машина для вставки колец пикколо), хотя подборка блоков пока выполняется вручную.

«Линия График»

Автоматическая приклеечная машина Zachini gra-for Roby One применяется для изготовления переплетных крышек, а также каширования.
С момента своего основания в 1988 г. типография «Линия График» уделяла большое внимание трафаретной печати (это направление продолжает развиваться и по сей день). Первое время основной продукцией были визитки, хотя уже тогда здесь печатали заказы на пластике под вакуумную формовку для наружной рекламы. Для изготовления относительно простых визитных карточек, кроме печатной, нужна была только резальная машина. Но, задействовав высекальные тигельные прессы, именуемые в народе «американками», типография получила возможность выйти на новые виды продукции: очень популярные в начале 90-х наклейки с вырубкой, а также папки с карманом или клапаном. Установив тигельный полуавтомат с фольгопротяжным устройством (БПП-75), приступили к работам по тиснению фольгой.

Театр начинается с вешалки, а типография — с печатной машины и участка резки
С приходом в типографию Владимира Мешина, ставшего начальником цеха послепечатной отделки продукции, дальнейшее развитие производства получило новый импульс. Установленный в 1995 г. тиснильно-высекальный тигельный полуавтоматический пресс стал первым в ряду послепечатных устройств, рассчитанных на формат А1 (в то время в типографии уже была установлена полноформатная печатная машина). Как подчеркнул директор «Линия График» по рекламе и маркетингу Алексей Реуцкий, именно формат А1 с тех пор является для типографии базовым, в расчете на него строятся стратегические планы. Позже перечень штанцевального оборудования был расширен специализированными автоматическими машинами. Часть из них была задействована для тиснения, другие —для высечки.

Наличие такой производительной техники способствовало расширению объемов и ассортимента за счет POS-материалов (воблеров, ценников, шелф-токеров) и эксклюзивной упаковки.

Нижний лист для каширования на Tunkers подается с самонаклада, а верхний — вручную.
Однако сколь-нибудь масштабный выпуск упаковочной продукции требует оборудования для каширования и ламинирования — вручную много не наклеишь либо проиграешь конкурентам по срокам и ценам. Долгое время большие объемы каширования приходилось заказывать по субподряду. В 1996 г. было принято решение о покупке полуавтоматической машины Tunkers формата 700x1000 мм. Обладая таким оборудованием, можно было смело браться за другие, более крупные по размерам и тиражам заказы в сфере POS-материалов: дисплеи, диспенсеры, мобайлы, подставки для продуктов.

Разумеется, при производстве высококачественной упаковки насущной необходимостью является лакирование — сплошное и выборочное. Одна за другой были приобретены две линии трафаретной печати (формат 50x70 и 70x100), оснащенных УФ-сушками, и однокрасочная офсетная машина формата 70x100 с УФ-сушкой для сплошного УФ-лакирования больших тиражей.

В последние годы появился ощутимый спрос на ламинацию в промышленных масштабах. Среди последних приобретений «Линии График» — линия для ламинирования Steinemann Lotus SF(F) формата 720x1020 мм. Она позволяет не только ламинировать прозрачными и металлизированными пленками и выполнять оконную ламинацию, но и выполнять сплошное УФ-лакирование.

Листоподборочная машина KURUMAT K2-13 имеет 15 станций формата А2 и почти полностью снимает проблему подбора блоков для квартальных и перекидных настенных календарей
Не забыто и еще одно важное направление: производство корпоративных брошюр и каталогов. В 1995 г. относительно сложная в настройке и обслуживании фальцевальная машина «Мультиэффект» (формат А1) была дополнена более производительной и современной машиной Stahl (формат А2). Сейчас имеется уже 4 фальцмашины этой фирмы. Появление ВШРА LBW 750 с 6 станциями и машины КБС Muller Martini Amigo дало возможность почти полностью автоматизировать и ускорить срок выпуска брошюр с различными видами скрепления.

Конструкция этого мини-дисплея для компании Ericsson была придумана в типографии «Линия График». Он состоит из кашированных листов картона.

Место под ножку запечатано лаком (поэтому ее клапаны не приклеиваются), а высечка особой формы позволяет с легкостью отогнуть два клапана и зацепить их друг за друга.
Количество ручных операций — ноль, а заказчик получает сложенную в стопки и занимающую минимальное место продукцию.
Направление корпоративных календарей-квартальников начиналось с ручной подборки и простых машин, выполняющих отдельные операции: перфорацию, зажим пружин. Постепенно, по мере роста объема заказов, возникла необходимость в повышении производительности, для чего начали приобретать более сложное автоматическое оборудование, выполняющее сразу несколько функций.

Никакое, даже самое умное оборудование не заменит опытных и думающих специалистов. Умело спроектированное изделие будет удобно и недорого в печати и послепечатной обработке. Заказчики, особенно представляющие западные компании, часто приносят готовые рекламные продукты и просят повторить их. Далеко не всегда слепое копирование образца — лучший вариант. Специалисты из «Линии График» не только совершенствуют уже сделанные кем-то на Западе изделия, но и разрабатывают собственные, оригинальные конструкции.

Организация и автоматизация

Организация послепечатного производства рекламной продукции — дело непростое. Уж слишком велико количество различных операций, что крайне осложняет автоматизацию планирования и расчета загрузки оборудования. Поэтому пока ни в одной из рассматриваемых типографий комплексная автоматизация не реализована.

В «Альфа Дизайн» базовым инструментом для планирования работ являются графики загрузки печатной техники. Аналогичные графики для послепечатного оборудования строятся только в случае высокой загрузки: два и более рабочих дней. Дмитрий Лаврик рассказал, что в типографии полностью автоматизирована работа бухгалтерии и менеджерского зала. Но ни один из замыслов комплексной автоматизации, которая охватывала бы все производство, пока не претворен в жизнь. По его мнению, автоматизация будет иметь смысл, только если реально сократит объем работы по расчету, оформлению, планированию и отслеживанию прохождения заказов.

В «Линия График» основным инструментом организации производства (начиная со стадии приема заказа и заканчивая послепечатной обработкой) являются планировщики. Они представляют собой графики (электронные таблицы) загрузки каждой единицы оборудования, информация в которых обновляется два раза в смену по записям в журналах выполнения операций. Информация из планировщиков доступна менеджерам, которые в процессе приема заказа могут оценить время выполнения с учетом реальной загрузки оборудования. Кроме того, планировщики позволяют узнать, на какой стадии находится тот или иной заказ. Алексей Реуцкий считает, что автоматизация расчета стоимости и сроков выполнения более-менее типовых заказов (до 70% от всего объема) может быть выполнена довольно легко, однако для нестандартной продукции решения пока нет.

Действительно, автоматизация и интеграция отдельных участков технологического процесса — дело очень трудное. Недаром единственным реально работающим элементом стандарта CIP3, созданным представителями авторитетнейших на полиграфическом рынке компаний и организаций, пока можно назвать лишь автоматическую настройку красочных зон. А масштабной интеграции печатной и послепечатной стадий пока не заметно даже под микроскопом.

Особенности и тенденции

Рекламная специфика не оставляет для типографий возможностей для маневра при выборе печатного оборудования — слишком высоки требования к качеству — поэтому здесь оно, как правило, новое, самое современное от ведущих мировых производителей. А при выборе послепечатного оборудования вопрос уже не стоит так жестко — большая часть техники в рассматриваемых типографиях покупается по случаю, что позволяет добиться существенной экономии на капитальных вложениях. Впрочем, это оборудование стараются выбирать в работающих типографиях, где оно не «убито». Новую технику покупают, например, при необходимости существенно повысить производительность на определенном участке производственного процесса, когда есть перспективы заметного увеличения нагрузки.

Случаев, когда отправленные на субподряд заказы выполнялись спустя рукава или с нарушением сроков, множество. Об этом говорили руководители обеих типографий. Рационального объяснения тому факту, что для своих коллег-полиграфистов заказ выполняется плохо, нет. В результате, типографии стремятся обрести максимальную независимость от субподрядчиков — но каждая единица собственного оборудования стоит денег и занимает площадь, порой немалую. Впрочем, нередко машина приобреталась под конкретный заказ и сразу окупалась, особенно на заре развития рекламного рынка.

В качестве удачного примера кооперации можно, пожалуй, назвать сотрудничество типографий с изготовителями штанц-форм — по крайней мере, ни в одной из рассматриваемых типографий не планируется создание собственного участка изготовления высекальных штампов, хотя требуется их довольно много.

Возможно, мы еще станем свидетелями появления специализированных фирм, оказывающих услуги в других областях послепечатных технологий и не пытающихся конкурировать со своими заказчиками-типографиями.

Конец детства

Похоже, закончилось время, когда, поставив у себя какую-нибудь новую послепечатную «штуковину», можно было снять пенки с нетронутого сектора рекламного рынка. Именно в такие периоды производственники задумываются над оптимизацией существующих взаимосвязей, ищут скрытые резервы, заменяют устаревшую технику новой, более современной. Пора?


Всякой твари по паре

Рекламные агентства работают не покладая рук, придумывая все новые способы привлечения внимания покупателя. Результат — рекламная полиграфическая продукция по своему многообразию не уступает зоопарку, собранному Ноем в преддверии вселенского потопа. Некоторые изделия до сих пор не получили подходящих названий на русском языке, пока за ними закрепились кальки англоязычных терминов.

POS-материалы (от англ. point-of-sales — пункты продаж) — продукция для оформления пунктов продаж.

Воблеры (от англ. wobble — вибрировать) — небольшие рекламные изображения, которые приклеиваются к полкам за кончик гибкой ножки.

Дисплеи (от англ. to display — показывать) — плакаты, наклеенные на жесткую основу с «ногой» с оборота.

Диспенсеры (от англ. dispenser — раздаточное устройство) — рекламный плакат на жесткой основе с карманом и «ногой» с оборота. В карман обычно вкладываются рекламные листовки.

Коробки для чеков

Мобайлы (от англ. mobile — подвижный) — двухсторонние плакаты на жесткой основе, облегчающие поиск товаров в магазинах и привлекающие внимание за счет того, что подвешены на веревочке и могут вращаться.

Напольные наклейки

Подставки для продуктов

Тарелки для сдачи с нанесенными изображениями

Твинпак, триплпак, мультипак — картонные держатели для двух, трех или большего количества бутылок.

Флажки, гирлянды

Ценники, ярлыки

Шелф-токеры (от англ. shelf — полка, to talk — говорить) — небольшие изображения на жесткой основе, выполняющие функцию разделителя разных продуктов и торговых марок на полках магазинов.

Средства для промоушн-акций — мероприятий, косвенно поддерживающих продажи товаров.

Мобильные стенды — сборно-разборные конструкции с рекламным изображением на них.

Упаковки для презентационного набора или подарочного набора

Рамка для фото с нанесенным рекламным изображением

Рекламные кепи

Сувениры, с нанесенными изображениями и надписями

Сумки, пакеты, портфели

Упаковка

***

Блокноты

Брошюры

Буклеты

Держатели для бумаги

Ежедневники

Календари-плакаты, календарики, календари квартальные

Листовки

Папки


Послепечатное оборудование типографии «Альфа Дизайн»

Бумагорезальные машины

Wohlenberg-115, одноножевая, 1150 мм
Seypa-92-UC, одноножевая, 920 мм
Challenge, одноножевая, 770 мм

Тигельные прессы

Heidelberg Original Cylinder SBD; вырубка, биговка, надсечка; 640x900 мм
Adast Grafopress GPE; вырубка, биговка, надсечка, тиснение фольгой, блинтовое и конгревное; 260x360 мм
ПЗ 1-М (ручной); тиснение фольгой, блинтовое и конгревное; 356x530 мм
ML 1040; вырубка, биговка, надсечка, тиснение блинтовое и конгревное; 1040x720 мм

Позолотный пресс

Ochsner FL2000; золочение обрезов; 100x300 мм

ПЕРЕПЛЕТНО-БРОШЮРОВОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Фальцевальные машины

LBW Multi Effect Electronic 5056 B-EF;
1 основная + 2 приставные секции; фальцовка 560x1080 мм
Stahl K66/4; 1 касс. + 2 ножевых; фальцовка 650x1000 мм
Клеевое бесшвейное скрепление
Мини-биндер-500; до 120 экз./ч
Ниткошвейная машина
БНШ-6; 230x300 мм
Вкладочно-швейно-резальный агрегат
Hans Muller JGV; 6 секций; 460x300 мм
Проволокошвейная машина
БШП-4; толщина до 14 мм
Степлер Rapid 106; до 50 л; А3
Переплет пластиковыми пружинами
Bomco+Co EP 330-QS; пробивка 20 л;
длина 330 мм
GBC; переплет 500 л; пробивка 20 л
Переплет металлическими пружинами
JBI OEPC/340; длина 330 мм; пробивка 20 л
Автоматический зажим спирали
Solar Calendar 55A; 570 мм

Биговально-перфорировальные станки

Renz Super 700; ширина 700 мм;
толщина 4 мм
УПД; ширина 500 мм; толщина 4 мм
NAGEL Citoborma 111; бумагосверлильный станок; толщина 50 мм

Приклеечная машина

Zechini gra-for Roby One; автомат; 720 лист./ч; 500x700 мм

Каландрирование и заклейка клапанов

Zechini gra-for SMM 74; полуавтомат; ширина 700 мм; толщина 3 мм

Рубрикатор (вырубка «алфавита»)

Zechini gra-for DX 29; А4

Листоподборка

Mitrak Spacesaver; 15 секций; А4

Прессы

БМП-3; гидравлический; 270x300 мм
2БПК-7; электромеханический; 700x450 мм

Устройства кругления

FOMM; для книжных корешков;
длина 650 мм; ширина 70 мм
Introma OK-2; для карманных календарей; толщина 60 мм

Ламинаторы

MODI GBC; A4
GMP-Office-650 HRP; ширина 650 мм
GMP-Superlam-800; ширина 800 мм

Машина для вставки колец

«пикколо»; диаметр 6 мм


Послепечатное оборудование типографии «Линия График»

Лакировальные машины

Steinemann Lotus SF(F), 720x1020 мм
Planeta Variant P14+УФ-сушка, 700x1010 мм

Кашировальная машина

Tunkers, полуавтомат, 700x1000 мм

Ламинаторы

Steinemann Lotus SF(F), 720x1020 мм

Штанцевальные автоматы

BOBST AutoPlatine SP-102, 700x1020 мм
Sugano MFS-820M, 565x800 мм

Автоматы для тиснения фольгой

Heidelberg SBD, формат тиснения 530x710 мм
Heidelberg GT, автомат, 320x420 мм

Тигельные прессы

Высекально-позолотные
Heidelberg GTP, автомат, 320x420 мм
Golden Girl, полуавтомат, 700x1000 мм
БПП-75, полуавтомат, 310x440 мм

Высекальные

Ml-1040, полуавтомат, 700x1000мм
Ml-675, полуавтомат, 500x700мм
БПП-75, 2 единицы, полуавтомат, 310x440мм

Гидравлический пресс

Универсальный пресс ПВЭ-2

Фальцевально-склеивающие аппараты

Bobst Dynamic 130, ширина кроя 1300 мм
Anter-720, ширина кроя 720 мм

Резальные машины

Polar 137 (две)
Polar 115 (две)
Polar 66
Polar 58E
Perfecta 132

ПЕРЕПЛЕТНО-БРОШЮРОВОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Фальцевальные машины

Stahl T-78
Stahl Т-52 с клеевой станцией Opimatic (две)
Stahl Т-36

Машина бесшвейного крепления

Muller Martini Amigo

Вкладочно-швейно-резальный агрегат

LBW 750, Bremer

Ниткошвейная машина

НШ-6

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СКРЕПЛЕНИЯ Wire-O
Wire-O-биндер-автоматы

Ripsi-700 S
Relicart-R-500 (2 единицы)

Перфораторы

JBI-610, автомат
Matrix-700
Magav KL-50
Swigraph
Lamirel

Листоподборочный автомат

Kurumat K2-13; 15 станций А

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
«Честный день»

Презентация первой ЦПМ Ricoh Pro C9500, установленной в России

Скромно, с перспективой на будущее

С 23 по 26 января в московском «Экспоцентре» прошла очередная выставка UPAKEXPO. Не претендую на статистический анализ, но возникло впечатление, что на этот раз «полиграфическая» часть выставки получилась довольно скромной, не случайно стенды знакомых полиграфистам поставщиков располагались в малых залах выставочного центра.

Хороший год

Чем ознаменовался для «Смарт-Т» минувший 2023 год, как провести за год более тысячи инсталляций оборудования и зачем внедрять систему наставничества, рассказывает директор компании по маркетингу Дмитрий Грацков.

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 110