101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

На просвет

  • Игорь Терентьев
  • 11 апреля 2002 г.
  • 13445
Уникальное свойство кальки — прозрачность — привлекает все больше внимания к этому материалу как специалистов допечатной подготовки, так и дизайнеров.

Слово «калька» ведет свою этимологию от французского calque — «копировать, чертить», а те в свою очередь от итальянского calcare и латинского calcre, означающих «нажимать, наступать, давить». Большая советская энциклопедия дает следующее определение: «Калька (франц. calque), прозрачная бумага или ткань, применяемая при черчении. Калька для копирования чертежа тушью и для получения светокопий — хорошо каландрированная бумага или ткань, обработанная пленкообразующими промасливающими веществами. Калька для черчения карандашом и непосредственного размножения с этого чертежа копий — прозрачная некаландрированная бумага».

Подробности технологии изготовления кальки тщательно скрываются производителями, но известно, что эффект прозрачности достигается применением мелкоизмельченной целлюлозы и различных связующих смол. Как следствие, калька отличается более высокими, чем обычная бумага, изоморфностью структуры и плотностью.

Раскладываем по полочкам

Стандартной и общепринятой классификации кальки нет. Чаще всего ее делят по областям применения (видам печати): для художественных работ (рисования, черчения, раскрашивания; обычно белая, от 40 до 480 г/м2); для PPC (plain-paper copier — копир для обычной бумаги), т. е. для электрографических устройств (чаще всего белая, 90-480 г/м2); для традиционных видов печати (в основном — офсетной и трафаретной, 40-480 г/м2); для плоттеров (струйных и перьевых). В этой статье речь пойдет в основном о кальке для электрографической и традиционных видов печати.

О форматах. Калька в рулонах предназначена, главным образом, для инженерных работ на плоттерах и лазерных копирах, а также черчения тушью и карандашом. Чаще всего поставляется шириной 297, 420, 594, 610, 841, 914 мм (импортная), 420, 625, 878 мм (отечественная, выпускается «БФ Коммунар» по ГОСТ 892-89, 40 г/м2).

Офисные форматы А4 и А3 популярны для запечатывания на копирах и лазерных принтерах, а для офсета и трафарета предпочтительнее полиграфические форматы — 70x100 см и др. Для некоторых видов кальки также выпускаются готовые конверты, например, форматов DL, C5, Quadro.

Цвет и тиснение. Несмотря на прозрачность, калька бывает не только матовая, но и цветная (крашеная в массе или с поверхностной окраской), и с разнообразным тиснением.

Для макетов

Матовая калька для электрографических устройств чаще используется для вывода на лазерных принтерах полиграфических оригинал-макетов, с которых впоследствии методом копирования получают печатные формы. Калька в несколько раз дешевле пленки, поэтому такая технология сверхпопулярна при издании черно-белых книг, к которым не предъявляются высокие требования по качеству репродуцирования. Обычно в таких случаях еще пишут «без полутоновых изображений», однако фотографии в книге далеко не всегда препятствуют выводу макета на кальку.

Температура закрепления тонера в печках большинства монохромных лазерных принтеров и копиров колеблется от 180 до 200 °С. Естественно, многие запечатываемые материалы, подвергаясь такому нагреву в течение нескольких секунд, дают усадку. Поставщики кальки для PPC заявляют о термостабильности этого материала, хотя конкретных значений величин геометрической деформации в спецификациях не приводят. По неофициальным данным, усадка для одной из марок технической кальки при воздействии температуры +150 °С в течение 1 мин — не более 2,5%.

Общая проблема при выводе макетов на лазерных принтерах (как на кальку, так и на пленку) — недостаточно высокая оптическая плотность плашек (около 2 D). Для повышения плотности до 33,5 D используются специальные составы: «Блектон» («Грас»), DensiToner (Kruse) и др.

Форматы кальки, применяемой в допечатной подготовке, — А4 и А3, плотность — 70-115 г/м2 (чаще всего — 90-95 г/м2). Поставляется в пачках по 100, 250 и 500 листов.

Для вывода оригинал-макетов в России доступна калька Calque Satin (Canson, Франция), Gateway (Chartham, Англия, входит в группу Arjo Wiggins,), Ozacopy (Германия), GSK Extra White (Fedrigoni), T 2000 Copy и T 2000 Print (Zanders), Transparent Premium (Sihl).

Для дизайнеров

В компаниях, занимающихся поставкой бумаги для печати, не техническая калька обычно относится к дизайнерским коллекциям. И это вполне оправданно, особенно если речь идет о кальке цветной или с тиснением. Хотя для подсчета производителей, представленных на российском рынке, хватит пальцев одной руки, ассортимент кальки довольно велик.

Начнем с самого известного производителя — компании Canson (входит в группу Arjo Wiggins). В текущем году Group Arjo Wiggins меняет названия своих коллекций и ассортимент.

В коллекцию CURIOUS, которая поделена на четыре группы, входит CURIOUS Translucent (ранее — Canson Satin/XDT/Xpose).

В коллекции CURIOUS Translucent Colors представлена более эластичная (по сравнению с предыдущими коллекциями кальки Canson), окрашенная в массе цветная калька (16 цветов, разделенных на группы Naturals, Vivids и Metallic Iridescent — четыре новых радужных цвета) 100 и 200 г/м2 формата 70x100 см. Для некоторых цветов доступны также конверты (три вида) из бумаги 100 г/м2.

Классическая белая калька — коллекция CURIOUS Translucent Clear (62-285 г/м2), в которую также входит Space Dust (90 г/м2). Форматы — А4, А3 и полиграфические. Из бумаги Clear 112 г/м2 предлагаются конверты трех форматов.

Фабрика Curtis Fine Papers (Шотландия), известная своими дизайнерскими коллекциями, выпускает две марки калек с тиснением.

Rib Brightwater Translucent — полупрозрачная белая бумага с «ребристой» поверхностью, расчерченной продольными линиями, напоминающими струи воды (англ. brightwater – «прозрачная вода»). Входит в коллекцию Classic; форматы 90x64 см, плотность — 90 г/м2.

Virtual Vision — цветная полупрозрачная бумага с ребристой поверхностью. Ассортимент включает 6 оттенков: Cactus, Sierra, Sandy, Bluebell, Lavender и River. Формат 90x64 см; плотность – 90 г/м2.

Фабрика Gmund выпускает две коллекции кальки: относительно новую Gmund Colors Contact и хорошо известную в России Gmund Transparence.

10 цветов коллекции Gmund Colors Contact хорошо сочетаются с непрозрачной цветной бумагой серии Gmund Colors. Плотности — 100 и 200 г/м2, форматы — 70x100 см и 65x92 см. Для всех цветов имеются конверты форматов DL и Quadro.

Коллекция Gmund Trans-parence навевает романтичное настроение — шесть видов белой кальки с разнообразными тиснениями: ветер, техник, линия, мираж, цветок, облако. Последние четыре эластичнее других, т. к. имеют специальную поверхностную обработку. Форматы — 70x100, 75x50, 63,5x96,5 см, а также конверты DL и C5 (для отдельных видов).

Чистоцеллюлозная бумага Pergamenata фабрики Fedrigoni имитирует матовый пергамент. Представлена двумя цветами — белым и натуральным (под старый пергамент), имеет дымчатый рисунок. Подходит как для одно-, так и многоцветной офсетной, высокой и трафаретной печати. Формат — 70x100 см; плотности — 90 и 230 г/м2.

Чистоцеллюлозная GSK Natural и GSK Extra Wide (Fedrigoni), без тиснения. Поставляется в листах формата А4, А3 и 70x100 см, плотностью 83, 90 и 160 г/м2. Чаще используется в качестве незапечатанных вкладышей в календарях, художественных альбомах и других подобных изданиях.

Коллекция окрашенной в массе кальки Cromatica французской фабрики Thibierge & Comar содержит 12 ярких, насыщенных цветов, плюс четыре пастельных цвета и экстра-белый. Форматы — 64x92, 66x102, 70x100 см; плотности — 100 и 200 г/м2; конверты Quadro.

Самый широкий ассортимент цветов среди всех коллекций, представленных на российском рынке, у компании Zanders.

Zanders Spectral — это 16 интенсивных и пастельных цветов, плюс два оттенка белого. Форматы — 65x92, 70x100 см; плотности — 100 и 200 г/м2. Для всех цветов доступны конверты форматов DL, C5 и Square.

Серия кальки Zanders T 2000 включает пять групп. Т 2000 Print — классическая белая калька массой 1 м2 80, 90, 100, 110, 150 и 170 г. Форматы 62,5x88, 70x100 см. T 2000 Print Color — калька плотностью 100 г/м2 шести пастельных цветов.

T 2000 Tec, T 2000 Copy и T 2000 Plot, предназначены, соответственно, для инженерных работ, копирования и печати на плоттерах.

И, «на сладкое», информация о кальке, которая в настоящее время в Россию не поставляется (по информации автора). Это коллекция Chartham Translucents фабрики Chartham (Англия) включает чистоцеллюлозную кальку 21 цвета. Диапазон плотностей — от 12 до 280 г/м2; имеются конверты.

«Моя прелесть!»

Именно эта присказка одного малосимпатичного героя модного фильма может служить иллюстрацией эмоций, которые вызывают многие дизайнерские работы с использованием различных видов кальки. Чаще всего калька применяется в качестве вкладок в рекламных брошюрах, годовых отчетах, настенных календарях. Еще один распространенный вариант — сложенные вдвое поздравительные открытки или приглашения из непрозрачной бумаги, в которые вкладывают листок белой или цветной кальки с напечатанным текстом. Другое популярное направление — сочетание конвертов из кальки с теми же открытками и приглашениями. На плотной кальке с невысокой прозрачностью также печатают визитки и другие карточки.

Значительный опыт работы с калькой накоплен в типографии «Принт-Класс». Например, к дню святого Валентина дизайнер Татьяна Ершова создала комплект из открытки и конверта. Для открытки была выбрана переливающаяся бумага Gmund «Реакшн», к которой с помощью колечек Пикколо прикрепили две бабочки из зеленой кальки Gmund Colors Contact (100 г/м2). Конверт из такой же кальки придал работе завершенность.

Другая работа — объемный конверт для платочков, выполненный из плотной Gmund Colors Contact (200 г/м2) белой кальки. Чтобы добиться устойчивости конструкции, контуры изгибающихся клапанов были перфорированы.

Весенний сувенир для компании Divina был сделан из салатовой кальки Zanders Spectral (100 г/м2), запечатанной офсетом в две краски: зеленую и пурпурную.

Как отметила менеджер Светлана Лаврентьева, знание специалистами типографии «Принт-Класс» — дизайнерами и печатниками — особенностей работы с такими нетрадиционными материалами, как калька, является еще и дополнительным маркетинговым фактором, способствующим привлечению новых клиентов.

Одно из основных направлений деятельности компании «Мосток» — оперативная малотиражная полиграфия: визитки, бланки. Исполнительный директор Юрий Бакланов отмечает, что существует устойчивый спрос на визитки из плотной кальки. Особенно интересно, когда на такой визитке выполняется еще и конгрев (обычно логотип компании).

Стандартный вариант — открытки из цветной бумаги, сочетающиеся по цвету с конвертом из кальки. Более интересная работа — объемная новогодняя открытка: елочки сделаны из двух видов кальки Canson: перламутровой (200 г/м2) и белой (100 г/м2).

В годовом отчете «Москомприватбанка», созданном дизайнером Ириной Шапиро («Линия График»), используются голубая и перламутровая кальки Canson. Ирина считает, что кальки ярких цветов сами являются самодостаточными элементами художественного оформления издания, поэтому в этой работе они намеренно не запечатаны. Стиль отчета строгий и графичный, а пустые серебряные кальки в начале каждой главы образуют пространство серебряного цвета, поддерживая преобладание серебра во всем издании (краска, обложка, спираль). Цвет голубой кальки отлично гармонирует с цветом логотипа банка, а форма задается высечкой в сложенной пополам серебристой обложке (калька — между листами).

Дизайн и печать

Работать с калькой непросто. Представить себе (тем более объяснить заказчику), как будет выглядеть конечный результат, трудно, особенно если калька запечатывается и накладывается поверх цветной бумаги. Поэтому далеко не все дизайнеры отваживаются на такие работы. Внимательный читатель, вероятно, обратил внимание, что все авторы приведенных выше примеров располагают собственной печатной базой, т. е. работают в типографиях. А как быть не имеющим таких возможностей для эксперимента и прямого контакта с печатниками? Учиться: спрашивать, обзаводиться каталогами и образцами работ на кальке, уделяя особое внимание коллекциям от производителей. Каталоги, веера и коллекции образцов работ можно, при известной настойчивости, получить у поставщиков и оптовых продавцов бумаги.

В коллекции образцов производители бумаги отбирают только самые удачные работы, демонстрирующие возможности материала. Обычно они сопровождаются описанием материалов и используемых технологий. Не менее полезны каталоги материалов, где приводятся подробные рекомендации по печати и послепечатной обработке. К тому же, имея в своем распоряжении каталог, вы всегда можете оценить, как та или иная калька сочетается с другими материалами, и даже показать варианты заказчику.

Например, Ирина Шапиро из «Линия График», работая с цветной бумагой или калькой, предпочитает демонстрировать клиенту черно-белые распечатки, а цветовые решения показывать только на реальных образцах материалов. В типографии «Принт-Класс» для согласования работ нередко запечатывают кальку на цветном принтере, показывая заказчику максимально приближенный к конечному результату вариант.

Далеко не все типографии берутся за работы с калькой. Дело в том, что для печати по большинству марок кальки офсетом требуются самооксидантные (фолиевые) краски. Во всяком случае, так рекомендуют производители. А обычные краски сохнут довольно долго. Другая проблема: калька очень сильно «приглушает» цвет, поэтому точно предсказать результаты печати практически невозможно. Нужна печатная проба. Как следствие — большинство печатных работ по кальке выполнено в одну или две краски. Иногда кальку запечатывают трафаретными красками, обладающими большей кроющей способностью и лучше подходящими для печати по невпитывающим поверхностям. Что касается цифровой печати, то не все марки кальки хорошо переносят нагрев в электрографических устройствах.

Общее свойство всех видов кальки — способность быстро вбирать влагу и повышенная чувствительность к изменению условий в печатном цехе, поэтому упаковку следует вскрывать непосредственно перед печатью, а в процессе работы следить за поддержанием стабильных влажности и температуры (+20 °С и 50% влажности). Есть сложности и в послепечатной обработке: материал очень плотный, режется плохо (рекомендуемая высота стопы — не более 5 см). При тиснении нужно обращать внимание на глубину штампа, поскольку большинство видов кальки не так эластичны, как картон аналогичной плотности. Зато при конгреве получается интересный эффект — калька теряет прозрачность.

Полезное свойство кальки открыли на кафедре отделочных процессов в МГУП. Переплетный материал «Балакрон-Термо», который меняет свой цвет при блинтовом и конгревном тиснении под воздействием штампа и температуры, во время работы давал неприятный эффект прилипание к штампу. В наших типографиях в подобных случаях начинают подбирать режимы тиснения (давление, температуру). На Западе этого избегают, применяя прокладку в виде специальной бумаги под штамп, но к нам она не поставляется. Студенты экспериментировали и выполнили тиснение «Балакрон-Термо» через лист кальки Zanders. Оказалось, что один лист А4 спокойно выдерживает до 10 оттисков!

И о фальцовке: во избежание заломов следует обязательно выполнять биговку (лучше — двойную или оборотную), фальцевать только в направлении волокон и стараться не планировать фальцев для кальки плотнее 170 г/м2.

Она того стоит!

Калька многолика… С ее помощью можно хорошо сэкономить, выполняя вывод макетов для черно-белых публикаций, но применение в печатных работах дается не просто и не дешево. Однако затраченные усилия, время и деньги окупятся с лихвой: нетривиальные дизайнерские решения, использующие необычные возможности кальки, дорогого стоят!

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации работников компаний Cosyma, «Берег», «Грас», ГК «Дубль В», «Линия График», «Мосток», «Принт-Класс», ГК «Регент».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Дружелюбный «Помидор»

Санкт-петербургская цифровая типография «Помидор» отличается от сотни подобных полиграфических компаний своей максимальной открытостью. У них, без шуток, молодой коллектив, и они знают толк в хорошем SMM. Я давно слежу за их соцсетями и восхищаюсь этой стороной работы «Помидора»: стильные фотографии, юмор, много полиграфической красоты, интересные и регулярные посты — всё это создаёт впечатление, что здесь работают доброжелательные ребята, которые без выноса мозга и нервов сделают то, что тебе нужно.

Энергично и молодёжно

9 ноября 2023 года в петербургской гостинице «Россия» состоялся семинар для полиграфистов, организованный компаниями «ОктоПринт Сервис», «Европапир» и Koenig & Bauer, которые в этом году отмечают своё 20-летие на российском рынке, и производителями картона и бумаги с ещё более богатой историей — компанией «КАМА» и Сыктывкарским ЛПК.

Оно само. Или нет?

В прошлом номере журнала часть полос должна была быть отпечатана на специализированной книжной бумаге KomiStory. Но что-то пошло не так…



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 26