101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Сделано в России

  • Игорь Терентьев
  • 10 декабря 2001 г.
  • 14016
Российская бумага для печати пользуется устойчивым спросом у издателей газет, журналов, каталогов, книг, а также у производителей упаковки и другой полиграфической продукции.

Целью этой публикации не является анализ бумажного рынка и выявление причин популярности (хотя некоторые из них очевидны и будут упомянуты ниже) тех или иных марок бумаги. Мы хотели лишь собрать воедино информацию о выпускаемой в России бумаге для печати и дать в распоряжение наших читателей своеобразный мини-каталог. Всего в 2000 году в России было произведено около 3336 тыс. тонн бумаги для печати (здесь и далее — по данным журнала «ЦБК-экспресс»).

Для начала несколько слов о том, чего в статье нет. Мы не будем рассматривать газетную бумагу, поскольку по этой теме уже была подробная публикация «Бумага для миллионных тиражей — и не только» (Publish № 6, 2000, с. 42). Останется в стороне и картон — по той же причине (см. статью М. Овчаренко «Упаковочный картон на любой вкус», Publish № 5, 2001, с. 40). Отдельный вопрос — офисная бумага, выпуск которой в России растет достаточно быстро, порой за счет уменьшения объемов производства офсетной бумаги. Здесь есть одна тонкость — с точки зрения наших ГОСТов и ТУ, офисной бумаги не существует вовсе. Тем не менее мы планируем посвятить ей статью в одном из ближайших номеров.

Итак, отечественная бумага…

По ГОСТам и ТУ

Бумагу для печати можно классифицировать по нескольким признакам:

  1. Способ печати — типографская (для высокой печати), офсетная, для глубокой печати и др
  2. Вид печатной продукции — газетная, книжно-журнальная, иллюстрационная, этикеточная и др
  3. Товарный вид — листовая или ролевая
  4. Технология изготовления — мелованная, немелованная, с водяными знаками
  5. Способ отделки — машинной гладкости, глазированная, тисненая и др
  6. Составу — чистоцеллюлозная, с примесью древмассы и др.

Как всегда, «древо жизни пышно зеленеет», поэтому производители применяют комбинированные системы классификации. Отечественные бумажные фабрики опираются на наши законы — ГОСТы и ТУ, оттого в классификации продукции используется признак как способа печати, так и технологии изготовления. Основных видов бумаги шесть:

  • офсетная (ГОСТ 9094-89);
  • мелованная (несколько ТУ);
  • этикеточная (ГОСТ 7625-86);
  • писчая (ГОСТ 18510-87);
  • типографская (ГОСТ 9095-89);
  • газетная (ГОСТ 6445-74).

Кстати, классификация импортной бумаги иная. Подробнее см. во врезке «Бумага из-за границы».

Несколько слов о форматах. На практике большинство производителей могут поставлять бумагу как в рулонах, так и в листах любых необходимых заказчику размеров. Иногда типографии стараются сэкономить, приобретая бумагу в рулонах и распуская ее на листы собственными силами. Но это не всегда оправдано, поскольку качество фабричной резки обычно выше.

Его величество «офсет»

Офсет уже несколько десятилетий является основным и самым распространенным видом печати, поэтому российские предприятия давно освоили выпуск нескольких видов офсетной бумаги. Впрочем, офсетным способом с успехом запечатывают не только «настоящую» офсетную бумагу, но и газетную, мелованную, этикеточную. Однако закон четко определяет, что есть офсетная бумага, сферу ее предназначения, состав и технические требования к ней — см. врезку «ГОСТ 9094-89: бумага для печати офсетная». К офсетной относится также бумага для высокохудожественных изданий, которая изготавливается по ТУ 47-02-15-94 и предназначена для печати высокохудожественных иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции.

Импортная бумага, аналогичная «офсетной», в Россию практически не поставляется, т. к. неконкурентоспособна по цене, не всегда превосходя отечественную по качеству. Всего в России в 2000 году было выпущено 486 тыс. тонн офсетной бумаги, включая бумагу для ВХИ.

Технические параметры офсетной бумаги большинства отечественных производителей приводятся в таблице. Характеристики не упомянутых марок соответствуют ГОСТ 9094-89. К маркам отечественной офсетной бумаги можно отнести новый продукт «Бумажной фабрики «Берег» — «Озон» (70 и 80 г/м2). Это листовой офсет форматов А3 и А3+, который производится из импортной бумаги UPM-Kymmene. Особенность «Озона» — в процессе резки выполняется удаление пыли.

ГОСТ 9094-89: бумага для печати офсетная

Бумага офсетная в зависимости от марки предназначена:

№ 1 «высший сорт» — для иллюстрационно-текстовых многокрасочных изданий длительного срока службы, содержащих сложные полутоновые иллюстрации;

№ 1 «первый сорт» — для иллюстрационно-текстовых одно- и многокрасочных изданий длительного срока службы, содержащих простые полутоновые иллюстрации, а также для художественных одно- и многокрасочных открыток, представляющих собой простые полутоновые иллюстрации;

№ 2 «марка А» — для иллюстрационно-текстовых одно- и многокрасочных изданий среднего срока службы, содержащих простые полутоновые иллюстрации (до 50% полос);

№ 2 «марка Б» — для иллюстрационно-текстовых одно- и многокрасочных изданий малого срока службы, содержащих простые полутоновые иллюстрации с несложным цветоделением и пониженным яркостным интервалом (до 15% полос).

Офсетная бумага № 1 высшего и первого сорта изготавливается исключительно из беленой целлюлозы, причем для улучшения просвета желательно включать в композицию хвойную и лиственную целлюлозу.

Офсетная бумага № 2 высшего и первого сорта производится из древесной целлюлозы и древесной массы, в том числе высшего сорта — из беленой хвойной целлюлозы и беленой хвойной массы (или химической древесной массы), первого сорта — из небеленой хвойной целлюлозы и беленой древесной массы.

Мелованная бумага

Для улучшения печатных свойств на эту бумагу с одной или с двух сторон наносится одно- или многослойное мелованное покрытие. Исторически сложилось так, что в нашей стране выпуску высокотехнологичных видов бумаги, к которым относится «меловка», уделяли существенно меньше внимания, чем офсетной или газетной. Поэтому парк оборудования для нанесения мелованных покрытий невелик, а само оно чаще всего морально и физически устарело.

Несмотря на постоянный и достаточно устойчиво растущий спрос на мелованную бумагу, объем ее производства в России совсем невелик (в 2000 году выпущено около 10-15 тыс. тонн). В основном потребности в мелованной бумаге покрываются за счет импорта. Обычно печатники предпочитают более дорогую импортную бумагу из-за ее высокого качества и стабильности характеристик, хотя эту точку зрения разделяют не все отечественные производители, которых всего четыре: АО «Выборгская Целлюлоза», фабрика технических бумаг «Октябрь», Санкт-Петербургская бумажная фабрика ГОЗНАКа и Сыктывкарский ЛПК. В таблице приводятся технические характеристики продукции этих предприятий.

Кроме легкомелованной АО «Выборгская Целлюлоза» производит бумагу с односторонним мелованием VL-80 и VL-120, а также с двухсторонним мелованием VA-95. Карточная тисненая бумага Санкт-Петербургской БФ ГОЗНАКа выпускается с тиснением «холст», «скорлупа», «кожа», «дерево» и предназначена для печати художественных карточек, визиток и представительской продукции, поэтому ее можно отнести к дизайнерской бумаге.

Этикеточная бумага

Увы, ситуация с выпуском этикеточной бумаги обстоит не лучше, чем с мелованной. Тем не менее эту продукцию российским потребителям могут предложить Архангельский ЦБК, АО «Велау Папир» (марка А), АО «Выборгская Целлюлоза», Краснокамская и Санкт-Петербургская БФ ГОЗНАКа, а также АО «Сокольники».

Согласно ГОСТ 7625-86, этикеточная бумага бывает трех марок: «М», «А» и «В».

Марка «М» высший и первый сорт одностороннего мелования — для печатания выскокачественных многокрасочных этикеток офсетным способом с последующей отделкой поверхности (лакирование, тиснение и др.).

Марка «А» высший и первый сорт (каландрированная) — для печатания офсетным способом многокрасочных этикеток с последующей отделкой (лакирование, бронзирование, высечка).

Марка «В» первый сорт — односторонней гладкости для печатания несложной этикеточной продукции без наложения красок высоким или флексографским способом.

К сожалению, популярной на рынке влагостойкой этикеточной бумаги отечественные производители не выпускают.

АО «Выборгская Целлюлоза» выпускает этикеточную бумагу «ЭБМК-80».

Бумага писчая

Согласно ГОСТ 18510-87 писчая бумага предназначена:

№ 0 высший сорт — для особо ответственной документации и бланков длительного срока хранения;

№ 1 марка «А» высший сорт — для технической и сопроводительной документации длительного срока хранения, школьных общих тетрадей, изготавливаемых на автоматических линиях, сувенирных изделий из бумаги;

№ 1 марка «Б» высший сорт — для массовых бумажно-беловых изделий, потребительских форматов, почтовой бумаги, школьных и общих тетрадей, дневников;

№ 1 марка «В» высший и первый сорт — для бланков статистической и бухгалтерской отчетности, плановой и управленческой документации, книг учета и других изделий;

№ 2 первый сорт — для первичной учетной, сопроводительно-транспортной документации и другой продукции.

АО «Фирма «Бумага» выпускает писчую бумагу марок «А» и «Б», а Туринский ЦБЗ — марки «В». Эта продукция соответствует ГОСТ 18510-87.

Типографская бумага

Когда-то высокая печать практически безраздельно царствовала в советских типографиях. Видимо, потому бумагу для высокой печати и назвали типографской. Согласно ГОСТ 9095-89, этот материал предназначен для печати текстовых и иллюстрационно-текстовых изданий.

Итоги

К сожалению, ассортимент бумаги, выпускаемой российскими производителями, не очень велик. Например, издатели глянцевых журналов могут пожаловаться на практически полное отсутствие качественной книжно-журнальной легкомелованной бумаги или мелованной бумаги для обложек. Дизайнеры всегда в поиске новых необычных видов цветной или тисненой бумаги. Упаковочной отрасли нужны хорошие материалы для этикеток… Список пожеланий можно продолжать долго, но мы надеемся, что со временем он будет сокращаться —– к удовольствию российских потребителей бумаги для печати.

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации Александра Шварца (редакция «ЦБК»).


Бумага из-за границы

Западные производители также классифицируют свою бумагу по сочетанию признаков, но во главу угла ставят вид печатной продукции. Ниже приводится вариант на примере одного из ведущих европейских производителей бумаги.

Мелованная журнальная бумага (coated magazine papers): легкомелованная (light weight coated, LWC);
среднего мелования (medium weight coated, MWC);
мелованная с дополнительной обработкой (machine-finished coated, MFC).

Немелованная журнальная бумага (uncoated magazine papers):
суперкаландрированная (supercalandered, SC);
без покрытия с дополнительной обработкой поверхности (machine-finished uncoated speciality).

Газетная бумага (newsprint).
Чистоцеллюлозная бумага (fine papers):
без покрытия (uncoated woodfree, WFU);
с покрытием (coated woodfree, WFC).

Этикеточная бумага (label papers) относится к упаковочным (packaging) продуктам.

Здесь не упомянуты такие популярные виды, как офисная бумага (office или bussiness papers) и бумага для цифровой печати (digital print papers).

Любопытный вариант классификации можно найти по ссылке: http://www.newsandtech.com/issues/2001/ 02-01/nt/02-01_papergradeschart.htm.

К сожалению, классификации разных производителей существенно отличаются, хотя такие сокращения, как LWC, MWC, MFC, SC, WFU, WFC, имеют почти повсеместное хождение.

назад

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Дружелюбный «Помидор»

Санкт-петербургская цифровая типография «Помидор» отличается от сотни подобных полиграфических компаний своей максимальной открытостью. У них, без шуток, молодой коллектив, и они знают толк в хорошем SMM. Я давно слежу за их соцсетями и восхищаюсь этой стороной работы «Помидора»: стильные фотографии, юмор, много полиграфической красоты, интересные и регулярные посты — всё это создаёт впечатление, что здесь работают доброжелательные ребята, которые без выноса мозга и нервов сделают то, что тебе нужно.

Энергично и молодёжно

9 ноября 2023 года в петербургской гостинице «Россия» состоялся семинар для полиграфистов, организованный компаниями «ОктоПринт Сервис», «Европапир» и Koenig & Bauer, которые в этом году отмечают своё 20-летие на российском рынке, и производителями картона и бумаги с ещё более богатой историей — компанией «КАМА» и Сыктывкарским ЛПК.

Оно само. Или нет?

В прошлом номере журнала часть полос должна была быть отпечатана на специализированной книжной бумаге KomiStory. Но что-то пошло не так…

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105