101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ В РОССИИ: ВРЕМЯ ВЗРОСЛЕТЬ?

  • Игорь Терентьев
  • 19 сентября 2001 г.
  • 6255

Коммерческая цифровая печать в России уже выросла из «ползунков» и все чаще начинает вступать в конкуренцию с традиционной полиграфией.

Цифровая печать во всем мире переживает период бурного подъема, опережающего рост всех остальных секторов печатной индустрии. То, что еще несколько лет назад могло показаться мимолетной модой, проходящим увлечением, приобрело реальные очертания мощного и динамичного конкурента традиционным технологиям печати. В разработку новых систем вкладываются огромные средства, а тон задают фирмы, не имевшие ранее большого веса в профессиональной полиграфии: «заварившие кашу» Indigo и Xeikon, а также Canon, Ricoh, Xerox и другие производители, специализирующиеся на офисной технике. Титанические усилия, которые Heidelberg и MAN Roland предпринимают для завоевания своего места на рынке цифровой печати, лишь подчеркивают его значение для мира полиграфии будущего. Постепенно термины Short-run printing (малотиражная печать), Print-on-Demand (печать по запросу), Variable-data printing (печать переменных данных), Personalized printing (персонализированная печать) из рекламных лозунгов производителей превратились в позиции списков цен на услуги коммерческих печатных салонов. Цифры продаж даже самых «тяжелых» цифровых печатных машин с производительностью 40 и более цветных страниц А4 в минуту начали исчисляться тысячами. В мире. А у нас?

Совсем недавно мы сделали попытку оценить рост парка цветных цифровых устройств печати, установленных во всех странах СНГ. Речь идет о системах, работающих по принципу электрографической печати: цветных лазерных и светодиодных принтерах, копирах, цифровых печатных машинах. Этот класс цифровой техники работает с материалами форматов А4, А3, А3+ и SRA3, и ролевыми, шириной до 52 см. Благодаря высокой производительности и относительно низкой себестоимости оттисков (в сравнении со струйными принтерами), именно эти устройства занимают наибольший сектор на рынке коммерческой цифровой печати (хотя практически вся малотиражная широкоформатная продукция изготавливается на струйных принтерах). Важную роль здесь играют и невысокие требования к бумаге, а также возможность (в большинстве случаев) качественной двухсторонней печати. Наши оценки были опубликованы в Publish ? 3, с. 56 (там же приводится таблица с краткими техническими характеристиками высокопроизводительных цифровых систем печати), но мы повторим эти графики с важным уточнением: указав значения прироста в процентах.

Да, цифры абсолютного прироста не особенно впечатляют, но процентные значения вселяют оптимизм. Поставщики традиционной печатной техники могут лишь мечтать о подобном росте. Причем увеличение количества единиц цифрового печатного оборудования происходит на фоне кардинального улучшения характеристик. Представители каждого нового поколения существенно превосходят своих предшественников, выпущенных всего на год-полтора раньше. Растет скорость обработки и вывода заданий на печать, расширяется диапазон материалов, улучшается качество цветопередачи, а сами оттиски постепенно приобретают все более «офсетный» вид.

Однако продавать услуги цифровой печати в России по-прежнему трудно. Чтобы лучше понять почему, мы решили провести встречу с теми людьми, которые либо уже активно работают на этом рынке, либо планируют на него выйти. Мы надеялись, что на эту встречу придут и потенциальные потребители услуг цифровой печати — ведь без них рынка не будет. «Практический опыт коммерческой цифровой печати», — так назывался раздел «Форума издательских технологий», который редакция журнала Publish, совместно с ITE Group PLC, провела 25 апреля 2001 г.

Среди выступающих были Игорь Кононов, начальник отдела цифровой печати компании «Дом печати «Столичный бизнес»»; Алексей Коурдаков и Дмитрий Шляпников из компании «Копия-Москва»; Геннадий Боев из Picket Fence, и Арсен Манукян, руководитель производства копировальных центров группы «Копитан». Любопытно, что среди немногочисленных (увы!) слушателей преобладали представители компаний, продающих в России цифровую технику (главным образом Xerox), и фирм, оказывающих услуги по цифровой печати. Таким образом, косвенно подтвердилось мнение выступающих о том, что главная проблема этого рынка заключается в низкой осведомленности потенциальных клиентов о возможностях современных технологий и их преимуществах перед традиционной полиграфией. Хотя, казалось бы, тема «горячая», — ведь мы, и другие профессиональные издания, уделяем ей много внимания. Порой нас даже упрекают, что слишком много. Возможно, дело в том, что большинство статей освещает ситуацию за рубежом, а не у нас. В результате, у читателей может сложиться впечатление о полном отсутствии предложения услуг цифровой печати в России. А это не так.

Отбирая выступающих, мы постарались сделать «вертикальный» срез технологий, присутствующих на рынке цветной цифровой печати, — от самой высокопроизводительной техники до печатных устройств начального уровня. Впрочем, опыт показывает, что в хороших руках неплохую прибыль может приносить даже обычный цветной лазерный принтер формата А3, который, в общем, не предназначен для вывода значительных объемов печатной продукции.

Но, конечно, основными рабочими инструментами для цветной цифровой печати являются копиры-принтеры и цифровые печатные машины. К последнему классу можно отнести установленные в «Столичном бизнесе» (ранее — «Издательский центр «Федоров»») цифровые офсетные машины Indigo. Игорь Кононов рассказал, что в этой компании работает уже вторая машина Indigo E-Print Pro+. Первая была запущена еще в мае 1996 года. Однако «Столичный бизнес» – не совсем типичная для рынка цифровой печати компания. Она предлагает широкий набор услуг, включающий аналоговую цветопробу, широкоформатную струйную печать, цифровую и традиционную офсетную печать, различные виды послепечатной обработки. Это позволяет оптимально распределять заказы, более успешно удерживать старых клиентов и привлекать новых.

В «Доме печати «Столичный бизнес»» доверяют технологиями Indigo: здесь установлена уже вторая E-Print Pro+.

Интересную модель ведения бизнеса выбрала компании Picket Fence, где весной начала работать новейшая цифровая печатная машина от Xerox — DocuColor 2060. Как объяснил Геннадий Боев, он ориентируется на полиграфический рынок и предпочитает получать заказы только через посредников — рекламные и PR-агентства, дизайн-студии. Причем заказчики заранее выкупают у Picket Fence определенное количество отпечатков по фиксированной цене. Это сводит к минимуму переговоры и согласования, а высокая квалификация заказчиков гарантирует безупречный вывод с первой попытки около 90% макетов. Основной пакет заказов составляют пробные тиражи буклетов (от 10 до 100 экземпляров), визитки, разнообразные приглашения, в том числе персонализированные. Срок выполнения любой работы — 1-2 дня. Это действительно оперативная полиграфия! Послепечатная обработка обычно выполняется в расположенном неподалеку цехе «Первой экспериментальной типографии». Любопытно, что и среди клиентов Picket Fence есть типографии, заказывающие небольшие тиражи цветных визиток, которые невыгодно печатать на офсетных машинах, — слишком велики потери бумаги на приладку.

Благодаря тому, что в Picket Fence установлен копир-принтер Xerox DocuColor 12, у компании есть возможность маневра и перераспределения заказов на печать, особенно в случае поломки одной из машин. Впрочем, Геннадий Боев очень доволен уровнем сервиса, обеспечиваемого инженерами Xerox. Любая неисправность действительно устраняется в течение 3 часов.

Первоначально большая часть работ выполнялась на бумаге Zanders Mega, которая вполне подходит для цифровой печати, хотя и не позиционируется производителем в этом качестве. В будущем планируется постепенный переход на бумагу серии Xerox Colotech+, специально разработанную для полноцветной цифровой печати и копирования. Бумага, как правило, закупается строго под известный объем заказов, — держать в центре города большой склад дорого.

Группа «Копитан», копировальные центры которой представлял Арсен Манукян, и где установлены системы DocuColor 40 и DocuColor 12 от Xerox, исповедует другую модель предоставления услуг цифровой печати. По словам Арсена, компания работает по двум основным направлениям, ориентируясь как на рынок качественной и оперативной полиграфии, так и на рынок подготовки и печати офисных и бизнес-документов. Эти два рынка существенно отличаются друг от друга по используемым материалам и требованиям к качеству. Хотя у «Копитана» и есть технические требования к тому, как должен быть подготовлен макет, здесь готовы принять файлы любых форматов — начиная от Word и PowerPoint, и заканчивая Illustrator и QuarkXPress. Спектр заказов в «Копитане» более широк, чем в Picket Fence: брошюры, буклеты, визитки, приглашения, а также бизнес-продукция — учебные материалы, презентации и т. п. Кроме цифровой печати в «Копитане» активно занимаются изготовлением сувенирной продукции, также используя для этого цифровые технологии.

Флагман цифровой «флотилии» Xerox — DocuColor 2060 — позволяет компании Picket Fence гарантировать идеальное качество печати даже для самых капризных клиентов.

По словам Арсена, только в копировальных центрах «Копитан» используется сквозная система калибровки всех устройств: «сканер-монитор–цифровая машина». Результат можно увидеть на экране монитора ещё до печати.

Манукян отметил, что технические возможности комплекса DocuColor 12 и RIP UFO ColorFlare позволяют выводить отпечатки с качеством, превосходящим качество офсетных оттисков, и воспроизводить цвета, характерные только для шести- или семикрасочной печати. Имеющийся состав послепечатного оборудования (ручные и гильотинные резаки, ламинаторы, биговальные машины, листоподборки и др.) позволяет выполнять заказы своими силами, не прибегая к услугам посторонних фирм.

В «Копитане» (как и в других аналогичных компаниях) активно экспериментируют с разными материалами для печати, благо опыты с цифровой техникой обходятся существенно дешевле, чем на традиционных офсетных машинах. Это преимущество цифровой печати не всегда принимается в расчет, но для творческих людей (дизайнеров и художников) возможность эксперимента, причем за разумные деньги, может оказаться очень важным аргументом.

Дмитрий Шляпников из компании «Копия-Москва» рассказал о планах по установке новой системы цветной печати Canon iR C2100 — цветного копира-принтера со скоростью печати 21 стр./мин, основанного на светодиодной технологии и отличающегося низкой себестоимостью копии (по данным Canon — самой низкой среди всех цветных печатающих устройств этой компании). Система будет задействована в конфигурации с модулем брошюровки, что позволит не только оказывать коммерческие услуги, но и демонстрировать в действии новый продукт («Копия-Москва» является авторизованным центром Canon). Хотя по качеству печати iR C2100 несколько уступает лазерным копирам-принтерам последнего поколения, он предназначен прежде всего для рынка офисной печати, где требования к точности цветопередачи не так высоки, как на рынке полиграфии. Поэтому Дмитрий Шляпников считает, что продукция, изготовленная на iR C2100, будет успешно продаваться.

На наш взгляд, появление в этом году сразу нескольких скоростных, относительно недорогих цветных светодиодных систем цифровой печати (а кроме Canon iR C2100, это еще Xerox Phaser 2135 и OKI C9000) окажет заметное влияние на рынок цифровой печати в целом. Во-первых, это может привести к существенному снижению общего уровня цен, а во-вторых, к расслоению рынка цифровых услуг печати и более четкому его разделению на рынки деловой печати и полиграфии. Следствием относительной доступности новых машин может стать ускорение темпов роста парка цифровой техники в России.

Пока же ситуацию трудно назвать безоблачной, но, учитывая высокую рентабельность услуг цифровой печати (в некоторых случаях прибыль достигает 600—700%, и мы не ошиблись с нулями) и уникальность таких сугубо цифровых услуг, как персонализированная печать, перспективы вполне радужны.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105