101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Cюрпризы и особенности illustrator 9

  • Алексей Клецель
  • 19 сентября 2001 г.
  • 8276

С выходом девятой версии Illustrator вновь доказал свое лидерство в векторной иллюстрации и утвердился как отличное средство для Web-разработок. Уже давно Illustrator не делал такого мощного рывка. Однако, новая версия принесла не только новые возможности, но и проблемы.

Gradient Mesh

В числе неприятных сюрпризов назову способ действия инструмента Gradient Mesh, появившегося еще в восьмой версии. «Желание» созданных им объектов растрироваться при экспорте и выводе на печать, и невозможность вернуть Mesh-объект в обычное состояние (чтобы его можно было, к примеру, раскрасить стандартным образом) объясняется его необычной природой. Судя по всему, Mesh-объект строится не стандартными кривыми Безье PostScript’а, а каким-то другим типом кривых, напоминающим те, что используются в программах построения трехмерных моделей. В Adobe почему-то не предложили способ конвертирования Mesh-объекта обратно в простую форму, поэтому полезно делать копию той формы, которой предстоит превратиться в Mesh. Либо предпринять обходной маневр: к Mesh-объекту применить команду Object, Flatten Transparency (Слияние прозрачности). Объект превращается в растровое изображение с маской. Дальше нужно вытащить растровый объект из маски (Object, Clipping Mask, Release) и удалить его. Оставшийся векторный объект, бывший маской, по форме точно повторяет первоначальный, который был конвертирован в Mesh.

В этой иллюстрации для нескольких ключевых объектов композиции была применена Mesh-заливка. Если я намерен использовать морского конька в другом месте, где Mesh будет лишним, — нужно сделать копию этой формы до ее конвертации в Mesh.

Проблемы экспорта

Девятая версия умеет создавать маски прозрачности и делать применение фильтров обратимым и изменяемым. Это достигается за счет модулей из группы Effects (Эффекты), практически повторяющих своим составом фильтры. Несмотря на широту открывающихся возможностей, применять их стоит осторожно. Эффекты не только приводят к увеличению времени перерисовки экрана, но и могут некорректно интерпретироваться при экспорте и печати. Здесь близкое сходство с Photoshop, где все подобные функции работают без сбоев, может сыграть с пользователем злую шутку. Поскольку маски прозрачности и эффекты только появились в Illustrator, модули экспорта не всегда правильно обрабатывают все комбинации, особенно если они сочетаются с масками слоев, вложенными слоями, цветовыми режимами и масками прозрачности.

В случае затруднений с экспортом попробуйте упростить иллюстрацию: разгруппируйте всё, слейте все слои в один или уменьшите их количество до минимума, исключите применение как можно большего числа эффектов и масок прозрачности за счет перерисовки объектов с применением старых фильтров и альтернативных маскам приемов вырубания, наложения и пр. Обратите внимание: именно маски прозрачности порождают наибольшее количество проблем.

Можно также конвертировать все эффекты в простые фигуры и заливки командой Object, Expand (Упрощение) или характеристики объектов из палитры Appearance (Вид) индивидуально командой Object, Expand Appearance; либо использовать команду Object, Flatten Transparency.

Пример разработки «иконки» для программы в масштабе 10:1. К спирали применена состоящая из комбинированного контура маска, а к ней, в свою очередь, эффект Feather (Растушевка). «Иконку» с трудом удалось вывести в растровый формат. Разработчики Adobe постарались, чтобы работа в Illustrator была максимально похожа на Photoshop. Однако в Photoshop никакие сочетания эффектов, даже самые сложные, никогда не порождают проблем. Похожесть лишь вводит в заблуждение.

Попробуйте экспортировать в другие форматы. То, с чем не справился, например, модуль экспорта в формат Photoshop, может успешно экспортироваться в TIFF, PNG или BMP, поскольку задача возлагается на другие программные модули, работающие, разумеется, по другим алгоритмам. Отсутствие слоев (в случае проблем с форматом Photoshop) можно компенсировать экспортом нескольких файлов со скрытыми или удаленными объектами, чтобы сымитировать вид необходимых в Photoshop слоев Illustrator. В Photoshop эти файлы совмещаются в один слоеный файл, лишнее со слоев удаляется. Такой способ хорош для Web-дизайна, когда нужно, чтобы пикселы (например, от зажигающихся элементов) располагались точно над основными без небольших неточностей, случающихся при экспорте файлов из Illustrator в формат Photoshop со слоями.

Проект сайта израильской компании Little Hollywood. Вся работа выполнена в Illustrator. Над словами «for no man» находится то, что осталось в окончательной версии от кисти из стрелок, порождавшей проблемы.

Использование цветовых профилей

Для переноса работы в Photoshop желательно пользоваться форматами, способными содержать цветовые профили CMS (Color Management System). Правильное применение системы управления цветом позволяет абсолютно точно и без искажений переносить цвета из Illustrator в Photoshop, обмениваться файлами названных программ с другими компьютерами, даже если это другая платформа: Macintosh или Windows (хотя это посложнее). Управление цветом — тема отдельной статьи. Здесь лишь отмечу, что важно использовать везде (во всех программах и в Системе) один и тот же профиль RGB, который, при отсутствии более точных инструментов, можно сгенерировать панелью управления Adobe Gamma.

Рекомендуемые форматы, которые могут нести CMS-профиль:

  • Photoshop Document (.psd) версии 5 и выше;
  • TIFF (.tif);
  • Illustrator Document (.ai) версии 8 и выше;
  • Illustrator EPS (.eps) версии 8 и выше;
  • PDF (.pdf) версии 1.3 (Acrobat 4) и выше.
Настройка работы цвета в Illustrator. Monitor RGB означает выбор того профиля, который установлен в панели управления Monitor в Mac OS. Discovery Profile — название профиля CMS для данного компьютера. Сам профиль сгенерирован в панели управления Adobe Gamma. Важно, чтобы в панели управления ColorSync, в настройках Photoshop и других программ стоял один и тот же профиль.

Растрирование файлов Illustrator в Photoshop

Растрирование сложных и (или) больших иллюстраций имеет смысл перелагать на плечи Photoshop 6 — у него больше шансов выполнить задачу быстро и качественно. Упростите иллюстрацию (если с ней возникают проблемы) и откройте ее в Photoshop напрямую (файл Illustrator 9), попробуйте EPS или же PDF, сделанный тем или иным образом. Рассмотрите получившееся в приближении. Иногда вы можете видеть грубую зубчатость в плавных кривых. Если вы откроете в Acrobat файл PDF, который только что был растрирован, то, скорее всего, увидите то же самое. Такое, достаточно грубое, растрирование некоторых фрагментов Illustrator выполняет в соответствии с установками в окне File, Document Setup…, вкладка Transparency (Прозрачность).

Диалоговое окно палитры Layers (Слои). Для экономии вычислительных мощностей можно показать в палитре только слои, как в старых версиях, и поэкспериментировать с опциями раздела Thumbnails (Наброски) палитры.

Чем левее вы отодвигаете ползунок, тем большее количество фрагментов будет растрировано при экспорте или печати. Установка наивысшего параметра в соотношении качества и скорости не дает гарантии, что частичное растрирование не будет производиться, но увеличивает время экспорта и повышает вероятность сбоев. Реально справиться с проблемой нежелательного растрирования при экспорте можно упрощением (как описано выше) иллюстрации и открытием полученного из нее PDF-файла в Photoshop.

Обновления Illustrator (Updates)

Очень важно установить обновления для исходной девятой версии. Обновление 9.0.1 заметно увеличивает устойчивость и быстродействие программы. Оно обновляет большую часть файлов Illustrator, исправляет многие ошибки экспорта, работы с текстом и др.

Обновление 9.0.2 устанавливается «поверх» 9.0.1. Добавляет совместимость с форматом Photoshop 6, исправляет появившуюся после обновления до 9.0.1 ошибку работы с кистями, создаваемыми пользователем, ряд других, менее значительных «багов».

Открытие «неоткрывающихся» файлов

В Illustrator 9 возникла загвоздка с сохранением некоторых сложных файлов, — программа выдает сообщение о невозможности записи на диск иллюстрации. На самом деле, она записывает файл, но некорректно. Чтобы спасти иллюстрацию, сохраните ее командой File, Save A Copy… во всех доступных форматах: Illustrator Document, EPS, PDF. Попытайтесь сохранить файл командой Save As…, — она полностью перестраивает и оптимизирует файл (это верно для всех программ, не только для illustrator). Попытайтесь открыть один из получившихся файлов.

Приведу пример восстановления почти потерянного файла при отсутствии резервных копий в каком бы то ни было формате. Во время подготовки эскиза к сайту компании Little Hollywood мной была использована кисть типа Scatter Brush собственного изготовления — в форме стрелки. При попытке сохранения я получил сообщение об ошибке. Это была версия 9.0.1, я впервые столкнулся с подобной проблемой и просто закрыл файл, предполагая вернуться к последней сохраненной версии. При последующем открытии программа давала ошибку чтения Scatter Brush, и файл открывался пустым.

Решение лежало в импорте (File, Place…) поврежденного файла во вновь созданный чистый документ. Поскольку в основе графического языка формата Illustrator 9 лежит PDF, команда Place интерпретировала файл Illustrator как PDF (первая строчка кода AI-файла выглядит так: %PDF-1.4). Фильтр импорта проигнорировал слои и кисти, которых нет в PDF. Таким образом удалось обойти проблему с чтением информации о Scatter Brush — кисть открылась как набор объектов. Я потерял слои, но восстановил иллюстрацию.

Оптимизация Illustrator

Почему у Illustrator проблема с быстродействием — вопрос к программистам Adobe. Могу лишь предположить, что ранее это было связано с визуализацией PostScript-графики (PostScript известен своей громоздкостью). 8-я версия работала быстрее 7-й, а 9-я, основанная на PDF, быстрее 8-й. Это обнадеживает, но Illustrator все еще уступает по скорости пакету FreeHand. Что можно сделать? Прежде всего, если возможно, постарайтесь перейти на более мощный процессор. Как и любая другая векторная программа, Illustrator оперирует не пикселами (в основном), а математическими описаниями объектов, то есть векторами, — следовательно, — непрерывно производит расчеты. В отличие от растровых редакторов типа Photoshop, для Illustrator важнее мощность процессора, чем объем доступной ему памяти.

Если вы чувствуете торможение в перерисовке и реакции Illustrator, а в это время работает MP3-проигрыватель, попробуйте выключить его: декодирование MP3 дает заметную нагрузку на процессор. Закройте неиспользуемые палитры: каждая из них — это программный модуль, который висит в памяти. Кроме памяти, все время задействуют процессор обновляющиеся палитры, прежде всего Navigator. Палитра Layers также постоянно генерирует миниатюры объектов. Какие миниатюры генерировать, а какие нет, — можно настроить в опциях палитры.

В Windows, если память слишком мала, закройте не только все программы, но и уберите с рабочего стола картинку-заставку. В зависимости от разрешения, она может занимать 1,5—3 Мбайт оперативной памяти, что довольно существенно.

Некоторый прирост скорости перерисовки дает отключение в Preferences программы режима сглаживания графики (Anti-aliased Artwork) и переход в режим Outline (View, Outline). Правда, последняя возможность принесет ощутимый результат, только если у вас в документе есть растровые вставки. В режиме Outline они не показываются.

Теперь о сохранении. У всех программ, использующих язык PDF (Illustrator 9, InDesign, Acrobat), наблюдается разрастание файла в процессе текущих сохранений, непропорционально количеству внесенных новых данных. Например, в InDesign, если вы не будете периодически делать пересохранение типа Save As, ваш проект, в конце концов, станет настолько тяжелым для обработки, что окажется неподъемным даже для самой мощной машины. Команда Save As, в отличие от Save, не дописывает данные к существующему файлу, а полностью перестраивает и оптимизирует документ. Длительность процесса сохранения даже небольших изменений в Illustrator 9 связана с тем, что команда Save у него аналогична Save As. Именно поэтому (по крайней мере, на Macintosh) дата создания и дата последнего изменения файла Illustrator 9 всегда одинаковые.

Заключение

Несмотря на ряд имеющихся сложностей, связанных с вводом множества новых функций и переходом на новый графический язык (PDF), Illustrator имеет большую перспективу. Особенно в свете перехода на общий для всех программ формат дополнительных модулей (Plug-in), когда один и тот же модуль будет использоваться во всех приложениях, поддерживающих эту технологию, что приведет к простоте обновления программ, быстрому расширению функций (включая многие фундаментальные), не дожидаясь выхода новых версий, и, как следствие, стремительному прогрессу всей линейки приложений Adobe.

Об авторе: Алексей Клецель (alexey@kletsel.net), дизайнер, работает в компании Studio Diana Churges.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Тире без отступа

Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?

RGB-workflow в печати: почему «цифра», а не традиционный офсет

У дизайнеров есть мечта: получать в печати на бумаге нечто близкое по насыщенности к RGB-охватам, нежели тот маленький цветовой охват, что традиционно позволяют получить печатные краски европейской, да и любой другой триады CMYK.

Иллюстрируем мобильно

Приложения векторной графики для графического планшета Apple iPad почти готовы стать настоящими рабочими инструментами для профессионалов, ценящих мобильность. Предлагаем вам первую часть обзора таких приложений.

Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

Лак и фольгирование со скоростью «цифры»

Подготовка макетов для цифрового облагораживания: выборочного УФ-лакирования и фольгирования.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105